Берете текст петровской эпохи и анализируете его по данной схеме за употреблением в тексте книжно-славянских языковых элементов. Определить их характер и функции.
2. Выделить особенности языка, характерные для официально-деловой письменности, а также элементы живой разговорной речи. Объясните причины их соединения.
3. Укажите свидетельства существовавшей в Петровскую эпоху тенденции к демократизации языка.
4. Выявить в текстах иноязычные заимствования, определить язык-источник, их лексическое значение, активность в дальнейшем литературном употреблении. Укажите причины заимствования лексики в этот период.
5. Указать примеры смешения разнородных языковых элементов.
6. Определить основные направления развития литературного языка в Петровскую эпоху, роль этого периода в истории русского литературного языка.
Когда их ждешь, то не идут.
(Ц. Самойлов}
Небо, влажное от умиленья, Как художник, на город глядит.
(И. Уткин)
Эти же союзы могут присоединять и придаточные сравнительные предложения: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Буквы муравьями тлеют на листах. (Э. Багрицкий)
Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени наречия или прилагательного: Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка. (В. Луговской) Земля пушистее ковра под ним лежала. (Н. Тихонов)
Есть сравнения, которые включаются в предложение с слов похож, подобен, напоминает: Там океан горит огнем, как ад, а медузы похожи на кружевные юбочки балерины. (К. Паустовский) Особой формой образного сравнения являются отрицательные сравнения, в которых один предмет противопоставляется другому:
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.
(Н. Некрасов) Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
(С. Есенин)
Определение подчёркивается волнистой линией.
Подлежащее подчёркивается одной прямой линией.
Сказуемое подчёркивается двумя прямыми линиями.
Обстоятельство (вместе с предлогом) подчёркивается пунктиром с точками (_ . _ . _ .)