Билет № 21 1.Прочитайте текст
Радар позволяет нам обнаружить положение неподвижного объекта, даже если он находится очень далеко или в темноте. Радар
необходим для авиадиспетчеров, которые с его определяют высоту самолёта и место, где он находится, далеко ли от
аэропорта. С радара и другие виды транспорта могут двигаться, не рискуя столкнуться.
Радар может рассмотреть очень маленькие предметы размером с насекомых или большие, величиной с гору.
Для прогнозирования погоды используются радары, которые могут обнаружить приближение грозовой тучи или урагана.
Учёные применяют радар для изучения атмосферы и других планет. Он также необходим для космических полётов: с
радара диспетчер на Земле может проследить путь ракеты до выхода за орбиту.
Радар широко применяется в военных целях, поскольку он может предупредить о приближении вражеских ракет, самолётов
или субмарин.
Работа радара похожа на звуковое эхо, он обнаруживает объекты, посылая в их сторону микроволны. Передатчик радара
направляет микроволны в небо. Когда волны натыкаются на какое-то препятствие, например, на самолёт, часть их отражается
назад, к радарной тарелке, она передаёт их на приёмное устройство, которое преобразует волны в электрический сигнал.
Учитывая промежуток времени, который понадобился для возвращения отражённых волн, лазерная установка определяет
расстояние до самолёта. Местонахождение самолёта высвечивается как яркое или мигающее пятно на дисплее. Антенны радара
вращаются так, чтобы охватить волнами весь горизонт.
2. Определите основную мысль текста.
3. Составьте тезисный план текста и перескажите по плану.
Тип-повествование с элементами рассуждения
Лексика: преобладание книжной лексики(биологические часы, перемещаются, небосвод, ориентироваться), отсутствие изобразительно-выразительных средств языка, точность,лаконичность, вводные слова(по-видимому, как известно) Морфология: употребление глаголов настоящего времени, в неопределенной форме(определять, вызывают); преобладание существительных над глаголами,; использование деепричастий(живя) причастий (показывающие)
Синтаксис: причастный и деепричастный оборот; новое предложение часто начинаются с вводных слов .
Объяснение знаков препинания
Перелет —(1) тяжелый период в жизни пернатых,2 требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками,3 несмотря на трудности,4 которые им приходится преодолевать в пути. Одна из загадок природы птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода,6 сокращение продолжительности светового дня —(7) все это торопит в дорогу. Другое дело —(8) возвращение к местам гнездовий,9 на родину. Как птицы определяют,10 живя в тропиках,11 приближение весны у нас? По-видимому,12 им птичьи биологические часы. Как известно,13 солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения,14 показывающие птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта врожденная. Пернатым,15 не получившим в наследство эти знания,16 запомнить необходимые в пути ориентиры фантастическая память. Птицы,17 утверждают ученые,18 ощущают также земные запахи,19 прислушиваются к раздающимся снизу звукам,20 учитывают величину центробежной силы,21 возникающей при вращении Земли,22 и реагируют на изменение ее магнитного поля.
__
ТИРЕ:
1, 5, 8 – между подлежащим и сказуемым
7 – после однородных членов перед обобщающим словом
__
ЗАПЯТЫЕ:
2, 14, 15 и 16, 21 и 22 – выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом
3 – выделяет обособленное обстоятельство, выраженное оборотом
с предлогом несмотря на
4 – отделяет главное от придаточного в СПП
6, 19, 20 – разделяют однородные члены предложения
9 – выделяет уточняющее обособленное обстоятельство
10 и 11 – выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
12, 13, 17 и 18 – выделяют вводные конструкции