Биологическая инженерия (сокращенно – биоинженерия) – термин парадоксальный, противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолеты, приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия? Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе человек,– это вывести породу с заданными признаками путем скрещивания и естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно? Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный препарат. А ведь каких-нибудь 50 лет назад все, что мог врач прописать такому больному – это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии. Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные препараты. Одна беда: человеку только человеческий интерферон, а чтобы получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови. Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством – например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо? Биоинженеры! За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определенный ген. Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирусбактериофаг – как «буксир», ученые встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии начали производить человеческий интерферон, передавая эту потомству. Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей, страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты. Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из ее отраслей – генной инженерии, которой так боятся наши современники. 1. Озаглавьте текст. 2. Составьте план текста. 3.Определите тему и идею текста. 4. Спишите выделенное предложение и объясните постановку запятой в нем.
ответ:
наш язык является самым широким каналом, по которому текут все знания. язык-это ключ ко всем наукам. он дает возможность познать мир, который нас окружает. зная родной язык, мы свободно и непринужденно общаемся, делимся мыслями и чувствами. знание языка предполагает приложение силы ума, внимательности, сообразительности. я язык выучила бы только за то, что он дает мне пищу для ума, тем самым заставляет меня думать, а это, как известно, развивает и обогащает человека, постепенно формируя его личность. по-моему, каждый человек, чтобы достичь чего-нибудь в этой жизни, обязан уметь грамотно излагать свои мысли, а чтобы хорошо писать и говорить, нужно хорошо думать и хорошо чувствовать.
наш язык-это язык самого гуманного и миролюбивого народа на планете. но какими бы миролюбивыми мы ни были, мы всегда защитим свою родину, свою культуру, свой великий язык. во время великой отечественной войны анна андреевна ахматова писала:
не страшно под пулями мертвыми лечь,
не горько остаться без крова,-
и мы сохраним тебя, речь,
великое слово.
свободным и чистым тебя пронесем,
и внукам дадим, и от смерти спасем
навеки!
язык-это сила и слава народа. в нем вся наша жизнь, вся наша вековая память! я язык выучила бы только за то, что это язык народа-освободителя от фашизма, это летопись его героизма, «отзвук его страданий и радости».
можно сколько угодно поражаться красоте, выразительности, образности, точности и музыкальности языка! таков язык поэзии 19 века.
есть в светлости осенних вечеров
умильная, таинственная прелесть:
зловещий блеск и пестрота дерев,
багрянных листьев томный, легкий
не то, что мните вы, природа:
не слепок, не бездушный лик
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть
о, как убийственно мы любим,
как в буйной слепоте страстей
мы то всего вернее губим,
что сердцу нашему милей!
как хороши, как свежи были
шепот, робкое дыханье,
трели соловья,
серебро и колыханье
сонного
я язык выучила бы только за то, что это язык пушкина и лермонтова, гоголя и л.толстого, тютчева и фета.
а.н.толстой однажды сказал: «настанет время (и оно не за горами), язык начнут изучать по всем местам нашего земного шара.» мы являемся свидетелями того, что язык стал языком международного общения. в нашей стране есть институты, где студенты со всех континентов изучают язык, который становится на второе место в международных отношениях после языка. в ханты-мансийском национальном округе тюменской области проживают представители более пятидесяти национальностей. все эти люди общаются на языке. а сколько людей среднеазиатской, кавказской национальностей проживают сегодня в тюмени, да и в нашем районе! для всех их язык стал языком межнационального общения.
и, наконец, я язык выучила бы только за то, что мои бабушка и дедушка посвятили ему всю свою жизнь. мой дедушка, николаев борис григорьевич, полюбил язык еще в школе, в шестом классе, на уроках учителя николая архиповича. далее, в педагогическом училище, любовь к языку развилась сильнее. этому способствовал преподаватель языка григорий наумович приступа. позже, как рассказывает мой дедушка, ему посчастливилось учиться у замечательного преподавателя тюменского педагогического института аникина андрея ивановича, который окончательно сформировал его как учителя языка. дедушка им и всю свою трудовую жизнь также старался привить ученикам любовь к языку.
моя бабушка, николаева нина аркадьевна, всей душой полюбила язык как предмет еще в пятом классе на уроках строгого, но мудрого учителя анны федоровны созоновой. она до сих пор помнит все ее уроки, ей хотелось, чтобы они никогда не кончались! бабушка говорит: «проработав 34 года в тюневской школе, я ни разу не , что стала учителем языка! »
под крылом моих любимых бабушки и дедушки воспитались такие уважаемые люди нашего села, как андреев иван никифорович, костко галина константиновна, чирятьева светлана петровна, жданова анфиса анатольевна и многие другие. я хочу продолжить дело, которому бескорыстно и преданно служили бабушка и дедушка. вот почему для меня важно глубоко изучать язык. мое отношение к языку можно выразить словами известного поэта:
я сын родной родного языка,
и сладостно мне говорить по-!