Блок 4
речевые ошибки
8. найдите речевые ошибки, исправьте предложения:
1) нельзя делать горе другим
2) враг оказал глубокое
3) в течение последних недель на космодроме испытывается попытка кораблем
4) в работе коллектива больницы обнаружили серьезные
5) когда наступила зима, его демобилизовали на
6) девушка облокотилась локтем на перила
7) его простые, идущие от сердца слова сыграли свое
8) все ученики хорошо освоили теорему
9) у пушкина в михайловском была целая библиотека
10) в честь первого пионера космоса – юрия гагарина - назван главный проспект города.
9. отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.
1) все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.
2) особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
3) подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
4) пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
5) строили спортгородок, как самые отъявленные специалисты.
10. отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.
2) когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.
3) последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.
4) если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.
5) приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.
11. отметьте предложения, где есть плеоназм.
1) николай всегда был ведущим лидером нашего дружного коллектива.
2) мои коллеги по профессии любят дискутировать, и их часто бывает трудно в чем-нибудь переубедить.
3) на околоземных орбитах постоянно работают спутники связи, службы погоды.
4) темный мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на тонущей девочке.
5) страшно, когда человек не помнит своего родства, не помнит своих истоков, из которых он произошел.
12. отметьте предложения, где есть тавтология.
1) герой целеустремленно стремится к намеченной цели.
2) чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.
3) юрий гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.
4) обучение давалось гагарину легко: он неизменно получал пятерки.
5) грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.
блок 5
изобразительно-выразительные возможности лексики. тропы.
13 укажите, какие тропы используются в ниже предложениях.
1. он тихим, как у таракана, голосом читал свои стишки. (
2. на небесном синем блюде / желтых туч медовый дым. (
3. он надел брюки, тяжкие московские штаны, мрачные, как канализационные трубы. (ильф и
4. добытчики черного золота. (из газетного
5. «экий ты бестолковый, братец! » - укоризненно сказала телефонная трубка. (
6. горит восток зарею новой. (
7. солнце за день нагулялося, / за кудрявый лес спускается. (
8. в незримых пашнях растут
9. и луны часы деревянные / прохрипят мой двенадцатый
10. о розовом тоскуешь небе / и голубиных облаках. (
11. полуденный луч задремал на полу. (
12. у них клубника – с кулак. (
13. режет серп тяжелые колосья, / как под горло режут лебедей. (
14. проплясал, проплакал дождь весенний, / замерла гроза. (
15. черемуха душистая / с весною
и ветки золотистые, / что кудри, завила. (есенин)
Ошибка: несоответствие между глаголом "делать" и дополнением "горе".
Исправление: Нельзя причинять другим горе.
2) Враг оказал глубокое.
Ошибка: отсутствует существительное, с которым связано прилагательное "глубокое".
Исправление: Враг оказал глубокое влияние.
3) В течение последних недель на космодроме испытывается попытка кораблем.
Ошибка: неправильное употребление слова "испытывается".
Исправление: В течение последних недель на космодроме проводят испытания кораблем.
4) В работе коллектива больницы обнаружили серьезные.
Ошибка: отсутствует существительное, с которым связано прилагательное "серьезные".
Исправление: В работе коллектива больницы обнаружили серьезные проблемы.
5) Когда наступила зима, его демобилизовали на.
Ошибка: неправильное применение предлога "на".
Исправление: Когда наступила зима, его демобилизовали с военной службы.
6) Девушка облокотилась локтем на перила.
Ошибка: неправильное употребление слова "локтем".
Исправление: Девушка опиралась локтем на перила.
7) Его простые, идущие от сердца слова сыграли свое.
Ошибка: отсутствует существительное, с которым связано слово "свое".
Исправление: Его простые, идущие от сердца слова сыграли свою роль.
8) Все ученики хорошо освоили теорему.
Ошибка: отсутствуют ошибки.
9) У Пушкина в Михайловском была целая библиотека.
Ошибка: отсутствуют ошибки.
10) В честь первого пионера космоса - Юрия Гагарина - назван главный проспект города.
Ошибка: отсутствуют ошибки.
Ответ школьнику:
1) Нельзя причинять другим горе. Мы должны быть добрыми и заботиться о других людях.
2) Враг оказал глубокое влияние. Это значит, что враг оказал сильное и продолжительное влияние на что-то или кого-то.
3) В течение последних недель на космодроме проводят испытания кораблем. Это значит, что на космодроме проверяют работу и надежность корабля в течение последних недель.
4) В работе коллектива больницы обнаружили серьезные проблемы. Это означает, что в работе коллектива больницы были найдены серьезные проблемы, которые требуют решения.
5) Когда наступила зима, его демобилизовали с военной службы. Это значит, что когда наступила зима, его освободили с военной службы.
6) Девушка опиралась локтем на перила. Это означает, что девушка опиралась на перила, используя свой локоть.
7) Его простые, идущие от сердца слова сыграли свою роль. Это значит, что его искренние и простые слова, произнесенные с открытым сердцем, сыграли важную роль в какой-то ситуации.
8) Все ученики хорошо освоили теорему. Это значит, что все ученики изучили и поняли теорему.
9) У Пушкина в Михайловском была целая библиотека. Это значит, что у Пушкина в его доме в Михайловском была большая коллекция книг.
10) В честь первого пионера космоса - Юрия Гагарина - назван главный проспект города. Это значит, что в честь Юрия Гагарина назван основной, главный проспект города.
Ответы на вопросы 9, 10, 11, 12 и 13 требуют обсуждения с учащимся в процессе обучения, чтобы объяснить правила лексической сочетаемости слов, плеоназму и тавтологии, а также примеры их использования в предложениях.