Блок 6
грамматические ошибки. морфология. синтаксис
14 определите род существительных.
боа, гороно, депо, дели, какао, колибри, кашне, мозоль, мгу, сухуми, тюль, такси, чили, шимпанзе, шампунь, кофе.
15 образуйте именительный падеж множественного числа от следующих существительных:
директор, доктор, желоб, ордер, хутор, бухгалтер, трактор, тенор, директор, отпуск, слесарь, кузов, инспектор, шофер, вензель, волос.
16 образуйте от ниже существительных форму родительного падежа множественного числа:
вафля, кочерга, кровля, доля, свеча, заморозки, лохмотья, сумерки, шаровары, платье, усадьба, свадьба, басня; брызги, грабли, ясли, валенки, сапоги, чулки, носки, ботинки, погоны, домны, простыни, плечи, баржи, комментарии, яблони, поместья, туфли, киргизы, узбеки, низовья
17. раскройте скобки и поставьте числительные в нужном падеже:
пароход с [265] туристами; кошелек с [2875] рублями; к [478] прибавить [18]; в отчете речь шла о [687] тысячах тонн картофеля.
18. составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
(образец: оба сына, обоим сыновьям).
дерево, дорога, дочь, вещь, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись
19. укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1. не машите так сильно
2. у грузинов
3. небольшие
4. с двадцатью пятью рублями
5. нет претензий
6. не кладите сюда тетради
7. в пятистах шагах
8. пять килограммов
9. более красивее
10. лягте на коврик
11. в обеих сумках
12. беги
13. без комментариев
14. положь
15. килограмм вафлей
16. большие очереди
17. в снегу
18. промокли
19. пятидесятью пятью
20. пара туфель
21. девятьюстами тридцатью шестью студентами
22. страннейшая ситуация
23. металлические контейнера
24. более красивая вещь
25. восьмиста тридцати трех элементов
26. две пары тапок
27. разные возраста
28. обоих берегов
20. укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1.более красивее
2. их дети
3. поезжай вперед
4. в две тысячи пятом году
5. у подмастерьев
6. свыше четыре тысячи метров
7. не дремли на уроке
8. новые паспорта
9. несколько помидоров
10. совсем озяб
11. самый важнейший
12. килограмм яблок
13. будущие выборы
14. до двух тысяч второго года.
15. более нужнее
16. несколько гектаров
17. с четырьмястами рублями
18. поезжай домой
21. укажите предложения без грамматических ошибок.
1. ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «природе».
2. все, кто работали на фабрике, жили в поселке за рекой.
3. железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписания.
4. новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами.
5. вчера я добрался и обнаружил в симферополе много знакомых, приехавших на отдых.
6. приезжие поражались высоте башни.
7. по приезде из петербурга гоголь поселился в доме аксаковых.
8. по завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
9. среди научных трудов буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу « грамматику языка».
10. по словам достоевского, в романе «евгений онегин» пушкин явился истинно народным писателем.
Основные определения
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
Примеры глаголов:
что делает? поет;
что сделал? спел;
что будет делать? споет.
Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, которым обладают спрягаемые глаголы, инфинитив, деепричастия и причастия. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:
завершенное и единовременное (прочитал )
незавершенное и повторяемое (живет, делает).
Какие бывают виды глаголов в русском языке:
совершенного вида;
несовершенного вида.
Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?
У глаголов совершенного вида есть две временные формы:
время;
будущее простое время.
В любой временной форме они называют:
действие, которое ограничено каким-либо пределом;
результат, законченность действия или отдельного этапа.
Примеры глаголов совершенного вида:
что сделал? присел время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.
что сделать? закрыть, оплатить, выступить;
что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
время;
настоящее время;
будущее сложное время.
Они обозначают:
действие в протяженности, без указания на его предел;
незаконченность действия.
В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Примеры глаголов несовершенного вида:
что делал? прыгал время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;
что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.
что делать? говорить, красить, бегать;
что делать? тащить, идти.
Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю,
2. Самым разумным было бы, (1) конечно, (2) кричать до тех пор, (4) пока кто-нибудь не придёт, (5) и потом сдаться пришедшему в плен.
3. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь, (1) во-первых, (2) потому, (3) что слушать менее утомительно...
4. Одновременно ему приходилось делать большие усилия как для того, (2) чтобы не утратить руководства игрой, (3) так и для того, (4) чтобы не выйти из состояния игралища...
5. К этому привыкли настолько, (1) что, (2) когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, (3) учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы.
6. Скажи ему, (1) что, (2) если я скоро умру, (3) можно будет ему приходить без подношенья...
7. Но или потому, (2) что он не удовлетворился одним французом, (3) или потому, (4) что он проспал ночь, (5) он днём залез в кусты, (6) в самую середину французов...
8. Но помните, (1) что если вы меня не убьёте, (3) то я не промахнусь...
9. Воробьянинов оказался бездарным железнодорожным зайцем, (1) и так как попытки его сесть в поезд оказались безуспешными, (3) то ему пришлось выступить около «Цветника» в качестве бывшего попечителя учебного округа.
10. А если к сказанному добавить, что он вёз в Москву большую корзину божественных персиков, (2) нежных и жёлтых, (3) как свежевылупленные цыплята, (4) всё становится ещё более понятным и человечным.
11. И чтобы никто не разгадал его второй и главной жизни, (2) он вёл нищенское существование, (3) стараясь не выйти за пределы сорокашестирублёвого жалованья...
12. Но так как он обитает на третьем этаже, (2) а служебный день уже окончился, (3) он быстро бежит вниз и покидает учреждение...
13. Подумайте, (1) что будет, (2) когда турнир окончится и когда уедут все гости.
14. Пока «Скрябин» готовился к дальнейшему плаванью, (1) пока капитан переговаривался в трубку с машинным отделением и топки пылали, (3) грея воду, (4) духовой оркестр снова сошёл на берег и, (6) к общему удовольствию, (7) стал играть танцы.
15. Во «Франции» заходили сонные фигуры и раздались крики барана, (2) которого волокли за ноги на кухню. Были куплены билеты в «Батум» и заказаны места во втором классе парохода «Пестель».
16. По мере того как бричка близилась к крыльцу, (2) глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.
17. «Я не знаю почему», – продолжала она, (2) оправившись. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями, сами не зная куда.
18. Когда минут пять после звонка и никто ещё не входил, (2) наступило такое предчувствие счастья, (3) что, казалось, сердце не выдержит, (4) если всё-таки стеклянная дверь сейчас откроется и географ влетит в класс.
19. Подобно тому как нетерпеливый юноша ждёт часа свидания, (3) я ждал часа ночи. Но, (4) лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, (6) кот поступил, как всякий, (7) кого изгоняют из трамвая, (8) но которому всё-таки ехать-то надо.
20. Не знаю для кого, (2) но вас я воскресил.