«БОРЮТСЯ» ЛИ ДЕРЕВЬЯ МЕЖДУ СОБОЙ? Очень часто среди густого елов… леса, на вырубках и старых пожарищах выр..стают березовые рощи или густые оси(н,нн)ики.
Откуда б..рутся листве(н,нн)ые деревья в глухом еловом лесу?
Ель – р..стение тен..выносливое и очень медле(н,нн)о р..стущее. Поэтому выр..стают на полянах не елочки, а свет..любивые и быстро р..стущие березки и осинки, семена которых пр..летели сюда (из)далека. Под густой листвой – в тени листве(н,нн)ых деревьев – могут р..сти и молодые ёлочки. Постепенно они подр..стают, пр..жавшись к стройным берёзкам. Молодые ели поднимаются одна за другой. Когда берёзы начинают ум..рать, на месте берёзовой рощи вновь ок..зывается еловый лес. Ели отвоевывают у берез и осин выру..ки и пожарища, которые те первые захватили.
Задания:
1.Выразительно прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. 2.Объясните пунктограммы, которые встречаются в тексте. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание слов. 3.Выпишите из текста группу родственных слов с чередованием гласных в корне, определите, к каким частям речи относятся эти слова. 4.Выпишите прилагательные, в составе которых можно выделить два корня. 5.Из предложений 6-9 выпишите существительные с нулевым окончанием. 6.В выделенных предложениях определите вид придаточного, постройте схемы этих предложений. 7.Из предложения 7 выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв. 8.Выпишите из текста все союзы, определите их значение.
Хорошо, приятно, молодо, но все-таки чересчур буйно шумели грачи, несметном количестве наполнявшие вершины старых деревьев.
Щурясь от ветра, я гляжу в эту тёмную даль.
Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки.
То дождь, то град, то снег, как белый пух, то солнца блеск, лазурь и водопады...
На лету они звонко поют, а вокруг зеленеют луга, и стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега.