Бсоставьте по данному тексту тезисы, а затем схему «виды тезисов».
тезисы составляются так. после предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. при атом разбивают текст (с плана или без него — отчеркиванием (сбоку текста — вертикальная черта) и подчеркиванием) на ряд отрывков. далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. это и будут тезисы. умело составленные тезисы вытекают один из другого.
тезисы делятся на основные, простые и сложные.
основные тезисы — это принципиально важные положения, раскрывающие содержание источника, иногда имеющие характер выводов.
к каждому основному тезису может быть составлено несколько простых тезисов, разъясняющих и раскрывающих основные тезисы.
простые тезисы — это главные мысли, входящие иногда составной частью в конспект и не имеющие многих специфических особенностей основных тезисов. поясним эти понятия в их сравнении.
простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько, и более того, не из каждой части произведения их удается выделить. обоснования, примеры и доказательства, постепенно подводящие читателя к главному выводу, могут быть даны лишь в самом конце.
если тезисы составляются в виде пунктов сложного плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам — простые.
запись, включающая в себя два вида тезисов (простые и основные), называется сложными тезисами. как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными будут следовать простые, раскрывая, поясняя их содержание.
тезисы непременно следует графически обозначать (нумеровать или делать абзацные отступы): так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. при записи необходимо пропускать строку, отделяя один тезис от другого,— так облегчается пользование ими.
1. Это была самая крупная катастрофа речного парохода за последние три десятилетия.
2. В очерке журналист описывает жизнь в Стране восходящего солнца.
3. Приведённые примеры говорят о возможности применения этого метода.
4. Группа учёных-медиков была удостоена высокой награды.
5. Депутаты Жогорку (и?) Кенеша уделяют внимание проблемам образования.
6. В своём выступлении докладчик указал на эти недостатки в работе лаборатории.
7. Фермерами страны уделяется большое внимание развитию мясомолочного производства.
дать мне разъяснение (по вопросу), положен ли мне отпуск. - можно опустить, что в скобках
9. Не приходится доказывать то, как важно студенту посещать практические и лабораторные занятия.
10. Игнорировать эти факты не стоило.
11. Жажда новых достижений подталкивала аспирантов к исследованиям.
Скоро ёжик развернулся и огляделся.Он завертелся возле старой газеты,ухитрился надеть на острые колючки и потащил в дальний угол.
Ночью послышался громкий топот.Бежит маленький ёжик по комнате и несёт на колючках огромное яблоко.Прибежал он в гнездо,сбросил яблочко и за другим спешит в уголок.Там завалился мешок с вкусными яблоками.Вот какой замечательный ёж у меня живёт.
Там завалился мешок с вкусными яблоками.
Мешок завалился - грамматич.основа в предложении.
(что?) мешок -(подлеж,выраж.сущ)
(что сделал?) завалился-(сказуемое,выраж.глаголом )
Мешок ( с чем?) с яблоками-(дополнение,выраж.сущ _ _ _ _ _ _)
С яблоками(какими?) вкусными(определение,выраж.прилагат )
Завалился (где?) там-(обстоятельство,выраж.наречием _._._._._._)