Картина «Витязь на распутье» отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества.Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным. Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.
Школа еще почти пуста. Необычайно тихо. Я быстро поднимаюсь на второй этаж, подхожу к окну. Надо полить цветы, которые выращивает наш отряд. Через пять минут в классе становится шумно. Звонок. Входит учитель истории. Он очень интересно рассказывает. Мы сидим не шевелясь и внимательно слушаем. Впереди еще четыре урока. Среди них любимый предмет — география. Сегодня, например, я узнал, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно отправиться в поход — не заблудишься. И на всех уроках я узнаю что-нибудь новое, чему-нибудь учусь. Кончились уроки. Куда пойти? Как много хочется сделать! Надо закончить полочку для книг, которую я начала делать вместе с моим другом. Я мчусь в мастерскую. Там приятно пахнет смолой и стружками. Сегодня уже рубанок больше слушается нас, и мы почти заканчиваем полку. Мы устаем, но уходим довольные своей работой. Не зря сегодня мой школьный день!
Через пять минут в классе становится шумно. Звонок.
Входит учитель истории. Он очень интересно рассказывает. Мы сидим не шевелясь и внимательно слушаем.
Впереди еще четыре урока. Среди них любимый предмет — география.
Сегодня, например, я узнал, как нужно ориентироваться на местности. Теперь можно отправиться в поход — не заблудишься. И на всех уроках я узнаю что-нибудь новое, чему-нибудь учусь.
Кончились уроки. Куда пойти? Как много хочется сделать! Надо закончить полочку для книг, которую я начала делать вместе с моим другом. Я мчусь в мастерскую. Там приятно пахнет смолой и стружками. Сегодня уже рубанок больше слушается нас, и мы почти заканчиваем полку. Мы устаем, но уходим довольные своей работой.
Не зря сегодня мой школьный день!