Буквы А и О в корнях –кас// -кос, -гар//-гор, -зар//зор. 1)Безоблачной ночью плавает луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. 2) Тихо в деревне.
3) С рассветом от берега Ялмы раздаются глухие удары, будто колотит кто-то в заросший мохом колокол. 4) За вербами, на горе, темнеет кузница-дощатый сарай , древний, закопчённый, обшитый по углам ржавыми листами жести. 5) Отсюда слышны удары. 6)Рано, ещё до зари, я выхожу на рыбалку.7) Темно ещё, и странно выглядит этот сарай в пасмурном ольховнике. 8) Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. 9)Такого цвета бывает калина, когда к ней прикоснется первый мороз.10) Огненная дверь кажется пещерой, которая ведёт, может быть, и внутрь земли. 11) Из неё выскакивает на берег маленький человек.12) В руках — длинные клещи, а в них зажата раскалённая драконья кость.13) Он суёт её в воду : как только она прикасается к воде, раздаётся шипение похлеще кошачьего или гадючьего.14) Облако пара вырывается из воды.
15) — Здравствуй, Волошин, — говорю я и иду мимо.
16) В полдень, возвращаясь домой, я снова прохожу мимо17). Вокруг кузницы теперь полно народу, все как в угаре: кто пришёл за гвоздями, кто лошадь подковать. 18) Внутри пылает горн и озаряет все вокруг.19) Шурка Клеткин, молотобоец, раздувает мехи — выдыхает воздух в горн, на уголья. 20)В самом пекле лежит железная болванка.21) Она так раскалилась, что не отличишь её от огня. 22) Длинными клещами Волошин выхватывает её, ставит на наковальню. 23)Шурка бьёт по ней молотом, и болванка сплющивается, а Волошин только поворачивает её под ударами. 24)Шурка Клеткин крепкий малый; плечи у него тяжёлые, как гири. 25) Он — силач, а Волошин — мастер.
26)— Ну что, парень? — говорит мне Волошин. 27)— На уху наловил ли?
28) Я вываливаю из сетки язей.
29)— Будет навар, — хрипло говорит Шурка Клеткин, разглядывая язей. 30) — Во, блестят, ну прямо железяки!
31)У Шурки всё железяки: трактор — железяка, ружьё — железяка, котелок — тоже железяка. 32)На берегу мы чистим язей.33) Чешуя брызгами разлетается под ножом, то там, то здесь блистает, в прибрежной траве. 34)Потом Волошин берёт клещами котелок и ставит его в середину горна, на самый жар.35) К ухе дядя Зуй подоспел. 36) Прикатил в кузницу колесо, старое да ржавое. 37) Где он такое выкопал? 38) Дядя Зуй любит Волошина, таскает ему разные железки. 39) тот прикидывает, сгодится ли на что-нибудь это колесо. 40) Вот странное дело, никому не была нужна ржавая железяка, а теперь стоит в кузнице и с каждой минутой становится всё более ценной. 41) теперь это материал для мастера. 42) неизвестно, что сделает из неё Волошин, но что-нибудь обязательно сделает. 43) И может быть, такую вещь, про которую и Шурка скажет: «Вроде ничего получилась железка». 44) Уха готова-кипит, клокочет.45) Пена выплёскивается из котелка на уголья, и пар от язёвой ухи смешивается с кислым запахом кованого железа.46)Волошин достаёт из шкафчика ложки. 47)Всем — деревянные, Шурке — железяку.
48)Уху все едят внимательно.49) Задумываются — хороша ли? 50) — Хороша!
Задания.
1 Прочитайте текст. Определить его тип речи.
2. Запишите в фонетической транскрипции слово железяка.
3. Выделите корень в слове дощатый ( предложение 4.) Подберите к нему 2-3 однокоренных слова и запишите их. Какую особенность корня вы можете назвать?
4. Из предложения 29 выпишите слово, образованное бессуффиксным Запишите слово, от которого оно образовано.
5. Выпишите все слова с корнем –гор-/-гар-, содержащим чередующиеся гласные А и О. Графически объясните условия выбора орфограмм.
6. Выпишите из текста все слова с корнем –зар-/-зор-. Графически объясните условия выбора орфограмм.
7. . Выпишите из текста все слова с корнем –кас-/ -кос-.
8.Из предложений 32-34 выпишите слово с орфограммой «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
9. Укажите количество основ в предложении 23 и сделайте вывод, простое это предложение или сложное.
10.Выпишите все возможные словосочетания из предложения 46, указав главное и зависимое слова и поставив вопрос от главного слова к зависимому.
11. Укажите номера предложений, в которых встречается обращение.
12. Найдите(несколько) и выпишите из текста остальные слова, в корнях которых также содержатся чередующие гласные.
Мне было лет 6, может меньше, мама купила мне велосипед потому, что я давно о нём мечтал. Я сразу же попросил научить маму кататься на нём, но она была слишком уставшая. Поэтому я пошёл звать брата. Через 15 минут мы вышли на улицу. Павлик показал мне как нужно держать равновесие, как тормозить, но у меня ничего не получалось. И я расстраивался, но не сдавался потому, что Павлик, будто, передавал мне веру в себя. Через некоторое время я научился кататься на велосипеде. Мне очень нравится устраивать гонки с друзьями и я всегда побеждаю. Езда на велосипеде - мой любимый вид спорта!