БЫСТРЕЕ НЕТУ ВРЕМЕНИ Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет?
Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось
под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом,
148
под ногами мягко хрустел снег,
земля, крыши, деревья, скамьи
на бульварах — всё было мягко,
бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был
прозрачней, экипажи стучали
глуше, и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом чувство, похожее на
белый, молодой, пушистый снег.
(А. Чехов)
Снег — атмосферные осадки,
представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная
масса этих осадков в виде белых
пушинок и хлопьев, покрывающая землю зимой.
(Из «Толкового словаря
русского языка»)
С первым снегом вас! Сегодня ночью весь двор завалило!
Красота! Маленькая Катенька говорит: «Это лебеди пролетали?» А Коля стал дурачиться и так ей важно: «У-у, лебеди!
Они давно в тёплых странах загорают! Это всё бабушки из
нашего дома! Договорились и ночью все разом свои пуховые
подушки растрепали».
(Из телефонного разговора)
В результате двенадцатичасового снегопада на дорогах
образовались снежные заносы. Городские службы рекомендуют водителям воздержаться от использования личного транспорта.
(Официальное сообщение гидрометцентра)
Водитель несколько часов на трассе, потому что
автомобиль не смог преодолеть снежные заносы, и опоздал
на работу. Считается, что виноват сам водитель. Не учёл погодные условия.
А ведь за уборку снега с тротуаров и проезжей части отвечают коммунальные службы и управляющие компании!
Именно они должны обеспечить гражданам комфорт и безопасность!
(Из газетной статьи)
149
2) Докажите, что тексты различаются сферой и ситуацией общения, для которых они создаются и в которых используются. Характеризуя ситуацию общения, определите: а) обстановку (официальная —
неофициальная); б) адресат (один — много); в) цель создания текста
(общение — сообщение — воздействие на читателя).
1) домовитая хозяйка
полетает над лужайкой
похлопочет над цветком
и поделится медком
2)спал цветок и вдруг проснулся
больше спать не захотел
шевельнулся,встрепенулся
взвился вверх и улетел
3)кто они?откуда?чьи?
льются черные ручьи
дружно маленькие точки
строят дом себе на кочке
I льются - глагол
ручьи (что делают?) льются
н.ф. литься
II морфологические признаки:
постоянные: 2-е спряжение, непереходный, несовершенный вид
непостоянные: в изъявительном наклонении, в множественном числе, в настоящем времени, в 3-ем лице
III сказуемое
I спал - глагол
цветок (что делал?) спал
н.ф. спать
II морфологические признаки:
постоянные: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид
непостоянные: в изъявительном наклонении, в единственном числе, в времени, в мужском роде
III сказуемое
Объяснение:
1) Ты не хочЕшь пойти погулять?
2) Лес рубИт - щепки летят.
3) Мы с большим удовольствием гуляЕм в лесу.
Морфологический разбор:
1)
1. Часть речи слова рубит — глагол.
Морфологические признаки
2. Начальная форма: рубить (инфинитив);
Постоянные признаки: 2-е спряжение, переходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 3-е лицо.
3. Синтаксическая роль
Лес (что делает?) рубит - щепки летят.
2)
1. Часть речи слова гуляем — глагол.
Морфологические признаки
2. Начальная форма: гулять (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, множественное число, настоящее время, 1-е лицо.
3. Синтаксическая роль
Мы с большим удовольствием ( что делаем?) гуляем в лесу.