CДЕЛАТЬ ВСЕ ПО ПОРЯДКУ И ПРОНУМЕРОВАТЬ Прочитайте текст и выполните задания 1–5.
(1)Для оформления документов в государственной, общественной жизни страны используется <...> стиль. (2)Пример этого стиля – Конституция РФ. (3)Но не только на государственном уровне создаются тексты такого стиля, любому человеку на протяжении всей его жизни приходится составлять договоры, писать заявления, заполнять анкеты, получать справки.
1. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в первом предложении текста?
2. Выпишите грамматическую основу из второго (2) предложения текста.
3. На месте пропуска вставьте слово, указав верную характеристику первого (1) предложения текста.
Предложение по количеству грамматических основ), <…> (по наличию второстепенных членов предложения).
4. Укажите, какой частью речи является слово ТАКОГО из третьего (3) предложения текста
5. Выпишите из текста слово со значением «основной закон страны».
Прочитайте текст и выполните задания 6–20.
(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом – своего рода суперобложкой. (4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку – заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц. (По Ю.С. Рябцеву)
6. Какова цель автора данного текста? Запишите свой ответ 1–2 предложениями.
7. В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения.
8. Среди предложений текста найдите такие, в которых содержится информация, необходимая для ответа на во Почему возникло выражение писать с красной строки?» Напишите номера этих предложений.
9. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).
В слове СТАРИННЫЕ пишется -НН-, потому что ….
10. Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).
орнаментальный, украшать, <…> количество, старинный, <…>
рисунок, изображение, <…> концовка, инициал, <…>
11. В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.
Обработанной, сохранности, придавая, завершался, небольшую
12. К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.
Писали, требовалось, утверждают, делали, говорят
13. Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).
НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ пишется слитно, потому что ….
14. Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.
1) краснее 2) более красный 3) более краснее 4) самый краснейший
15.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Требуют, (за) двумя, (из) букв, (с) ею
16. Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол.
17. В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.
ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1) РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)
ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4) КРАСНОГО цвета (предложение 7)
НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8)
18. Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК.
19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания, разделяющий(-ие) части сложного предложения.
Историки утверждают,(1) что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных,(2) вот почему книга стоила недёшево. Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева,(3) украшали металлом – своего рода суперобложкой… Завершался раздел текста концовкой – небольшим рисунком,(4) чаще изображением двух птиц.
20. Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений.
Задание № 4
Словосочетания с дополнениями (+ их частеречная выраженность):
(1) на Дубровском (сущ. с предл.) лежали
(2) приплыла к нему (мест.+ предл.), чего (мест.) надобно,
тебе (мест.) надобно
(3) сказал про старое (прил. с предл.),
сказал про бывалое (прил. с предл.)
(4) предоставили приехавшим (прич.), предоставили комнаты (сущ.)
(5) одного (числ.) не ждут
(6) всех троих (мест.+числ.) выбрали
(7) охватило два сарайчика (числ.+сущ.)
(8) попроси его (мест.), попроси закрыть (н.ф. гл.), закрыть дверь (сущ.)
Задание № 5
Словосочетания с определениями (+ их частеречная выраженность):
(1) грядущие (прич.) годы, твой (мест.) жребий, на светлом (прил.) челе
(2) третий(числ.) день
(4) низкими (прил.) поклонами, к барской (прил.) ручке
(5) могучий (прил.) Олег, старые (прил.) гости
(6) минувшие(прич.) дни
(7) твой (мест.) жребий, на светлом (прил.) челе.
Задание № 6
Словосоч-я с обстоятельствами (+ их частеречная выраженность):
(1) бежали дружно (нар.)
(2) раздавались везде (местоименное наречие)
(3) довольно (нар.) приятное
(4) движутся колыхаясь (деепр.), движутся сверкая (деепр.)
(5) стеной (нар.) стоит
(6) потух в селе (сущ. с предл.)