Цель урока сегодня на уроке вы научитесь использовать ознакомительный вид чтения. извлекать информацию для выполнения конкретной задачи, выщелять сильные и слабые аргументы, обосновывать выбор гласных и -ы после ц.
1. Обьясните, как вы понимаете значение слова <<разнотравье». Как
вы считаете, какую роль играет разнотравье в жизни человека.
Заполните таблицу аргументами.
Разнотравье в жизни человека
Польза
вред
2. Прочитайте текст.
в...селых цветов. Разнотравье это сплетение разнообразных и ра...кинувшихся спл...шными озёрами по поймам рек. У ботаников есть термин - разнотравье. Он обычно относится к цветущим лугам. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как р...дники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед, то, наконец, л...жатся в нашей памяти м...длительным строем, подобно
течению звёзд. Слова у Пришвина цв...тут и сверкают. Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка.
(K.
Паустовский)
B
каждом
8
Работа с текстом.
Расположите предложения
абзаце
логической
последовательности.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание
Определите, в каком случае слово «разнотравье>> употреблено прямом значении, а в каком - в переносном.
Найдите в тексте сравнения и метафоры. Обьясните, для чего автор их
использует
3. Прочитайте текст.
Определите, какие из приведенных аргументов являются сильными, а какие-слабыми? Докажите
Утверждение: Растения чувствуют боль.
А. По мнению учёных Института прикладной физики Университета Бонна в Германии, растения испускают газы, которые являются эквивалентом слёз. Используя лазерный микрофон, учёные уловили звуковые волны. которые издают растения, выпуская газ, когда их режут или ломают. Хотя человеческому уху эти звуки не слышны, исследования растений показали, что огурцы кричат, когда их режут, а цветы скулят. когда их листья обрывают.
Б. Я думаю, растения не могут чувствовать боль, потому что у них нет мозга, чтобы уметь чувствовать и выражать свои чувства.
В. Учёные из университета Миссури-Колумбия обнаружили, что растения понимают и реагируют на звуки гусениц, которые их едят. Когда растения слышат такие звуки, они активируют защитный механизм. Г. Многие считают, что растения не к мышлению и эмо
циональным реакциям, например, к реакции на боль.
Привелите три сильных аргумента в пользу того, что растения могут не могут
испытывать источникам.
различные
чувства.
Обратитесь различным
K
4. Понаблюдайте, почему слова распределены по группам.
2. В ванной у нас полка с мылом и шампунем. (шампунь м. р.)
3. Нельзя мальчику быть таким неряхой. (мальчик м. р.)
4.В Африке много пустынь. (пустыня ж. р.)
5.Мне всегда времени не хватает. (время - разносклоняемое сущ.)
6. Заказали один кофе и пирожное. (кофе м. р., но тут важное отличие: я из Беларуси и у нас по нормам кофе - м. р., а если Вы из России, то у вас по нормам кофе - ср. р. и тогда ошибок нет)
7. Вызывали мужчину-врача, а пришла женщина-врач. (Врачиха - разг., грамматически это неверно, только врач и м.р., и ж.р.)
8. Я не найду бигуди. (бигуди всего во мн.ч.)
9. Во дворе сломались качели. (Во - предлог Пр. п., качели всегда мн. ч.)
2. Продавец – продавать (суффиксальный, суффикс -ец)
3. Преподаватель – преподавать (суффиксальный, суффикс -тель)
4. Заговорить – говорить (приставочный, приставка -за)
5. Вмонтировать – монтировать (приставочный, приставка -в)
6. Подстаканник – стакан (приставочно-суффискальный, приставка -под и суффикс -ник)
7. Приморский – море (приставочно-суффиксальный, приставка -при и суффикс -ск)
8. Думается - думает (постфиксальный, постфикс -ся)
9. Катается – катает (постфиксальный, постфикс -ся)
10. Достучаться – стучать (приставочно-постфиксальный, приставка -до и постфикс -ся)
11. Всплеск – плескаться (приставочно-суффиксальный, приставка -в и нулевой суффикс)
12. Вперёдсмотрящий – смотрящий вперёд (слияние основ)
13. Рулевой – руль (суффиксальный, суффикс -ев)
14. Спустя – спускать (суффиксальный, суффикс -я)
15. Журавль – суффиксальный, суффикс -л
16. Колодец – колода (суффиксальный, суффикс -ец)
2. В ванной у нас полка с мылом и шампунем. (шампунь м. р.)
3. Нельзя мальчику быть таким неряхой. (мальчик м. р.)
4.В Африке много пустынь. (пустыня ж. р.)
5.Мне всегда времени не хватает. (время - разносклоняемое сущ.)
6. Заказали один кофе и пирожное. (кофе м. р., но тут важное отличие: я из Беларуси и у нас по нормам кофе - м. р., а если Вы из России, то у вас по нормам кофе - ср. р. и тогда ошибок нет)
7. Вызывали мужчину-врача, а пришла женщина-врач. (Врачиха - разг., грамматически это неверно, только врач и м.р., и ж.р.)
8. Я не найду бигуди. (бигуди всего во мн.ч.)
9. Во дворе сломались качели. (Во - предлог Пр. п., качели всегда мн. ч.)