В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
зика356
зика356
03.11.2021 06:41 •  Русский язык

Ч.Т.Айтматов Легенда о Рогатой матери-оленихе В давние-предавние времена жило одно  киргизское  племя  на  берегу  большой  и холодной реки Энесай. В тот день киргизское племя хоронило своего старого вождя. В великой  печали  пребывали  все  соплеменники.  И  тут  случилось  непредвиденное. Полчища врагов выскочили из укрытий, так что никто не смог взяться за оружие. И началось невиданное побоище. Убивали всех подряд. Человека долго рожать и растить, а убить – скорее всего. Многие уже лежали порубленные, утопая в лужах крови, многие кинулись  в  реку  и  потонули  в  волнах  Энесая. Никто  не  успел  убежать,  никого  не  осталось в живых. С богатой добычей уходили враги и не заметили, как вернулись из леса двое детей – мальчик и девочка. Вслед за лютыми врагами побежали дети с плачем и криком. Только дети могли так поступить. Вместо того чтобы скрыться от убийц, они пустились их догонять. Догнали дети убийц своих родителей, а хан-завоеватель отправил Рябую Хромую Старуху увести детей в тайгу и уничтожить их. Вывела детей старуха на высочайшую кручу Энесая и обратилась к реке: «Возьми их, Великий Энесай!» Плачут, рыдают мальчик и девочка. А рядом раздаётся голос: «Обожди, мудрая женщина, не губи безвинных детей!» Обернулась Старуха, глянула – диву далась, стоит перед ней олениха. - Я мать-олениха. Отпусти детей, большая мудрая женщина. Отдай их мне. Люди убили двойню мою, двух оленят. Я ищу себе детей. - А ты хорошо подумала? Это дети человеческие. Они вырастут и будут убивать твоих оленят. - Я буду им матерью. Разве станут они убивать своих братьев и сестёр? Я уведу их в далёкий край, где их никто не отыщет. Привела Рогатая мать-олениха детей своих на Иссык-Куль. Так мальчик и девочка, последние из киргизского племени, обрели себе  новую  родину  на  благословенном Иссык-Куле. Быстро  время. Поженились они, стали мужем и женой, отцом и матерью. Назвали первенца своего Бугубаем. Когда вырос, женился на красавице из племени кипчаков и стал умножаться род  бугинцев.  Чтили бугинцы Рогатую мать- олениху. Так было, пока не умер один богатый человек. Захотелось его сыновьям оказать неслыханную честь отцу, послали они охотников, убили те марала, срубили его рога и велели  они  мастерам  установить  рога  на  гробнице.  Великое несчастье свалилось на    потомство  Рогатой  матери-оленихи.   Не было пощады маралам. Бежали они   в  недоступные горы, но и там их доставали. И не стало маралов. Опустели горы. А Рогатая мать-олениха крепко обиделась на людей. Поднялась она  на самую высокую горную  вершину, попрощалась с Иссык-Кулем и увела последних своих детей в другой край, в  другие горы. А когда уходила, сказала она, что не вернётся… 5.Определите тему и основную мысль текста. [2] 6. Выделите части композиции [4 Завязка Развитие действия Кульминация Развязка  7. Заполните  таблицу   [2 Вымышленное  в рассказе Реальное  в рассказе     8. Какие выразительные средства языка использует автор? Приведите 2 примера.[2] 9. Выполните синтаксический разбор предложения. Бежали они в недоступные горы, но и там их доставали4.  

Показать ответ
Ответ:
alskyuq
alskyuq
30.09.2022 05:54
1. Белый(определение, прил.) снег(подлежащее, существ.) покрывал(сказуемое, глагол) верхушки(дополнение, существ.) зелёных(определение, прил.) елей(дополнение, существ.).
2. День(подлежащее, существ.) выдался(сказуемое, глагол) тёплым(определение, прил.) и(союз) солнечным(определение, прил.).
3. Ночью(обстоятельство, существ.) ударил(сказуемое, глагол) сильный(определение, прил.) мороз(подлежащее, существ.)
4. Когда-то(обстоятельство, местоимение) стоял(сказуемое, глагол) на этом(определение, местоимение) озере(обстоятельство, предлог на+существ.) город(подлежащее, существ.).
5. Море(подлежащее, существ.) было(сказуемое, глагол) на удивление(дополнение, предлог+существ.) тихим(определение, прил.) и(союз) спокойным(определение, прил.).
6. Никто(подлежащее, местоимение) никогда(обстоятельство, местоимение) не бывал(сказуемое, частица+глагол) в этом(определение, местоимение) лесу(обстоятельство, предлог в+существ.).
7. Ходят(сказуемое, глагол) слухи(подлежащее, существ.), что там(обстоятельство, местоимение) обитает(сказуемое, глагол) тёмная(определение, прил.) сила(подлежащее, существ.).
8. Утро(подлежащее, существ.) было(сказуемое, глагол) серое(определение, прил.), дождливое(определение, прил.), небо(подлежащее, существ.) заволокло(сказуемое, глагол) тучами(дополнение, существ.)
9. В старом(определение, прил.) доме(обстоятельство, предлог в+существ.) каждая(определение, прил.) вещь(подлежащее, существ.) покрылась(сказуемое, глагол) толстым(определение, прил.) слоем(дополнение, существ.) пыли(дополнение, существ.)
10. Белые(определение, прил.) медведи(подлежащее, существ.) вышли(сказуемое, глагол) на охоту(обстоятельство, предлог+существ.).

Сказуемое, подлежащее - главные члены.
Дополнение, определение, обстоятельство - второстепенные.
Чтобы лучше понимать, где что, задавай вопросы. Сначала от глагола. Как найдёшь глагол, сразу помечай его, как сказуемое. От глагола задавай вопрос (покрывал что? - снег, сидел кто? -кот). Подлежащее. Всё остальное второстепенные члены, правда у меня тут есть ещё и сложные предложения, в которых две основы.
0,0(0 оценок)
Ответ:
анас13
анас13
18.02.2020 07:55
1.Текст- это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2.Морфема-это значимая часть слова (приставка, корень,суффикс,окончание).
3.
1)Приставки пишутся вместе ,а предлоги отдельно (ушел приставка у ,возле дома предлог возле,на солнце на предлог)
2)Что-бы узнать предлог это или приставка нужно подставить вопрос или прилагательное если это сделать не удается то это приставка (Возле (чего? какого?) дома,а вот ушел не получается ,прилетел тоже не получается
3)Приставка это часть слова а предлог самостоятельная часть речи
(на поле предлог на обводим в кружочек а приставку выделяем символом на верху)
4.Разделительный ъ знак пишется
после приставки перед е,ю,я,.Мягкий знак пишетсяпосле согласных перед гласными.
5.1)В некоторых словах гласные А, О, И, Е, Я могут быть безударными. Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Например, д…ска — дОски- буду писать с о — дОска

2) Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный .Например, снег — нет снеГа. Буду писать с буквой Г. Редкий — реДенький. Буду писать с буквой Д.

3)В некоторых слова буквы Д,Т, В, л пишутся, но не произносятся. Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать такое родственное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный слышался чтко. Например, звездный — звезДа — пишу с Д, опасный — опаСен — сочетание СН пишу без Т.
6.Жюри,парашют,брошюра,фишю.
7.Существительное,глагол,наречие,местоимение,прилагательное,приложение,причастие,деепричастие.
8.И.п кто?что?
Р.п кого? чего?
Д.п кому? чему?
В.п кого? что?
Т.п кем? чем?
П.п о ком? о чем?
9.Имена прилагательные изменяются по числам,родам и падежам.
10.Местоимения бывают отрицательными,неопределенными,личными,вопросительными.Они пишутся с предлогами раздельно.
11.Поешь,бегает,убираем,играете,рвут,поют,летишь,горит,солим,предложите,дышат,растят.
12.Официально-деловой,публицистический,художественный,научный,разговорный.

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота