Часть 1. 1. Закончи фразы.
а) Одушевлённость существительных определяется по… и по…
б) В предложении существительное в В. п. бывает….
в) Названия рек, городов, имена людей – всё это…существительные.
г) Неряха, растяпа, умница – это сущ….рода.
д) В кавычки заключаются имена существительные…..
2.В каком варианте ответа все имена собственные заключаются в кавычки.
а) Передача Диалоги о животных, роман Остров сокровищ, военный катер Смелый.
б) Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.
в) Бородинское сражение, столица Франции, город Санкт-Петербург.
3. Именем существительным мужского рода является слово:
а) кофе; б) авеню; в) шоссе.
4. Определи образования существительных (слово и в скобках
Синь, колосок, расфасовщик, компьютерщик, столовая, непогода, плащ-палатка.
5. Укажите неправильный вариант написания
а) в аллее, об ученье, в гавани;
б) на станции, на лекции, на поляне;
в) о собрании, о договоре, о заявлении;
г) в гербарии, в планетарие, в сарае.
6. Укажите неправильный вариант написания
А) Вечернее Тбилиси встречало прибывающих ослепительным сиянием огней.
Б) Забавный пони возил детей по кругу.
В) Шимпанзе кормил детеныша.
Г) Нам очень нравилась эта широкая авеню.
7. Запишите только те слова, которые пишутся через дефис.
(Авто)маркет, (Ростов) (на) (Дону), (фото)снимок, (видео)камера, (электро)кофемолка, (вице)
президент, (поп) музыка, (национал) социалисты, (зоо) парк, (мото)транспорт, (веб) камера.
8.В каком ряду все слова пишутся с О:
А )Ш…пот, ш…рох, огурц…в, собач…нка
Б) Ш…в, мяч…м, чиж…м, руч…нка
В) Старич…к, суч…к, ж…лудь, ш…лк
9.Укажите слова, которые напишете с суффиксом –ИК:
А) Чайнич…к Б)Кусточ…к В)Денеч…к Г)Бережоч…к.
10. Несклоняемым является имя существительное:
А) брошь Б) жалюзи В) сани Г) рояль
11.Укажите группу имён существительных общего рода.
А)Пальто, метро, сирота, кот. Б) Репетитор, пианино, человек, шампунь.
В)Зазнайка, лежебока, умничка, трудяга.
12. Укажите группу имён существительных только множественного числа.
А) Борьба, молодёжь, погода, бег.Б) Квасцы, сливки, брюки, шорты.
В) Лекция, время, уши, брюки.
13.Укажите имена существительные с суффиксом -ЧИК-:
а) груз..ик; г) перевод..ик;
б) плавиль..ик; д) обход..ик;
в) копиров..ик; е) свар..ик.
Часть 2
Запишите текст и выполните задания.
Первые мор…плаватели, отпр…вляясь в путь, ориентировались по оч…ртаниям берегов, по
форме обл…ков и волн и, конечно, по звёздам. Но с развитием мор…ходства этих естестве
(н, нн) ых ориентиров ст…новилось недостаточ(?)но. И тогда на берегах появились
рукотворные путеводные звёзды - маяки.
Большую часть времени смотритель маяка провод…т в полном уед…нении. И в быту, и в
работе приходится рассчитывать только на свои силы.
1. Выпишите из текста разносклоняемое имя существительное.
2. Выполните словообразовательный разбор слова «мор…плаватели».
3. Выполните морфологический разбор слова «очертаниям».
1. Жизнь устроена так дьявольски, что, не умея ненавидеть, невозможно искренне любить. 1-СПП, 23-ДО
2. Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, прочитав, куда-то прятал. 23-одиночное деепричастие
3. Не стойте на месте, а, преодолевая одну трудность за другой, всегда стремитесь вперёд. 1-ССП, 23-ДО
4. Ухватившись за канат, юнга со страхом смотрел на взлохмаченное пеной море. 1-ДО
5. Птицы, отражаясь в неподвижном зеркале воды, чинно идут друг за дружкой. 13-ДО
6. Сосна, погибая в схватке с бурей, напоминает мужественного солдата, павшего в атаке от рук врага. 12-ДО, 3-ПО
7. Сосна, обессилев от шквального ветра, плавно раскачивается, наклоняясь всё ниже и ниже к земле. 12-ДО 3-ДО
ДО-деепричастный оборот
ПО- причастный оборот
ССП-сочинительная связь в сложном предложении
СПП-подчинительная связь с сложном предложении
Схемы предложений:
• (Чтоб мир отмылся дочиста), [душа тревогу бьёт].
(Чтоб __ == ) , [ __ == ].
• (И как только я очутился во дворе), [я сразу увидел целую толпу наших ребят].
(Как только __ == ) , [ __ == ].
• [Я много знаю слов], (потому что я много читаю).
[ __ == ] , ( потому что __ == ).
• [Встречались башни из кирпичей, кое-где каменные дома], (хотя камней нигде не было видно).
[ == __ , __ ] , ( хотя == ).
• [Скучной была бы наука], (если бы на её карте не осталось белых пятен - целых стран, а то и материков, ждущих своих первооткрывателей).
[ == __ ] , ( если == ).
• [Было тихо], (как бывает тихо только в погожий, морской день).
[ == ] , ( как == ).