Часть 1 прочтите текст и выполните 1- 16. (1) внутренняя культура – это прежде всего порядочность человека. 2) можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. (3) и можно быть совершенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности. (4) вот в деревне моей родной есть такая фамилия – соколовские. (5) деревня претерпела множество изменений, половины её просто не стало, половина перестроилась, а дом соколовских как стоял, так и стоит, кажется, даже внешне он не изменился. (6) и когда я бываю в деревне, мне хочется войти в этот дом, обжитый сегодня уже другими людьми, хотя, может быть, я их своим приходом. (7) а вот в детстве я бывал несколько раз у соколовских. (8) и меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревеньке, в которой было много крайностей, много всякого народа пёстрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были , никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались… 9) думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах. (по в. астафьеву) ответами к 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера , начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. 1. в каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «в чём, по мнению в. астафьева, заключается большая культура человека? » выберите номер правильного ответа и напишите его. 1) внутренняя культура – это прежде всего порядочность человека. 2) можно иметь высочайшее образование, а дома быть полнейшим негодяем. 3) и можно быть совершенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности. 4) думаю, что большая культура заключается в естественности поведения в любых обстоятельствах. 2. укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пёстрого» (предложение 8). выберите номер правильного ответа и напишите его. 1) цветного 2) разного 3) яркого 4) кричащего 3. найдите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. напишите номер правильного ответа. 1) внутренняя культура – это прежде всего порядочность человека. 2) и можно быть совершенно неграмотным человеком (а я знавал таких в деревне), но быть человеком огромной внутренней культуры, огромнейшего такта, чистоты и порядочности. 3) и когда я бываю в деревне, мне хочется войти в этот дом, обжитый сегодня уже другими людьми, хотя, может быть, я их своим приходом. 4) и меня всегда поражало, что в нашей шумной, буйной деревеньке, в которой было много крайностей, много всякого народа пёстрого, стоял дом, где всегда чистота, обстоятельность, всегда опрятны были , никогда мать с отцом или дед с бабкой не ругались… 4. определите и напишите номер ошибочного суждения. 1) в слове культура все согласные звуки твёрдые. 2) в слове культура 3 слога. 3) в слове культура мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак). 4) в слове культура звуков меньше, чем букв. 5. укажите слово с чередующейся гласной в корне. напишите номер правильного ответа. 1) претерпеть 2) перестроить 3) перестилать 4) переставить 6. в каком слове правописание приставки можно проверить подбором синонимичной приставки «пере»? напишите номер правильного ответа. 1) неграмотным 2) претерпела 3) приход 4) поражало 7. в каком из предложений употреблено слово, в котором правописание суффикса связано с уменьшительно-ласкательным значением? напишите номер правильного ответа. 1) 1 2) 4 3) 8 4) 9 8. в каком предложении наиболее полно выражена основная мысль прочитанного текста? напишите номер этого предложения. 1) 2 2) 3 3) 8 4) 9 9. замените слово «большая» в предложении 9 синонимом. напишите этот синоним. 10. определите и напишите тип подчинительной связи в словосочетании «другие люди» (предложение 6). 11. из предложения 4 выпишите грамматическую основу. 12. среди предложений 4–8 найдите предложение с обособленным определением. напишите номер этого предложения. 13. среди предложений первого абзаца найдите безличные предложения в составе сложного предложения. напишите номера этих предложений. 14. в ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах. и когда я бываю в деревне,(1) мне хочется войти в этот дом,(2) обжитый сегодня уже другими людьми,(3) хотя,(4) может быть,(5) я их своим приходом. 15. среди предложений 1–3 найдите предложение с однородными членами. напишите номер этого предложения. 16. укажите количество грамматических основ в предложении 6. ответ запишите цифрой.
№2. 2)
№3. 1)
№4. 1)
№5. 3)
№6. -
№7. 3)
№8. 2)
№9. обширная
№10. согласование.
№11. есть фамилия
№12. 6.
№13. -
№14. 4,5
№15. 3
№16. 2.