Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Сколько же лет я тут не был? (2)И не припомнить. (3)Всё спешил, всё бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать. (4)И уж слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкая речка, привычным куст ивы над рекой. (5)Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.
(6)А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все те же били, перезваниваясь меж собой. (7)И если бы я к ним сегодня не пришел, они бы ничего не потеряли. (8)А вот я, быть может, потерял бы многое.
(9)Я раздвигаю заросли крапивы и отыскиваю один родничок, второй, третий…(10)Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.
(11)Я поднимаюсь по заросшей тропинке детства к родительскому дому и тихо благодарю судьбу за то, что есть у меня вот эта Живая гора с живой родниковой водой. (12)Сюда я могу прийти на свидание с детством.
19.Какой тип речи используется в предложениях 9-10?
20.К какому стилю относится текст?
21.В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?
22.Какое из заглавий лучше отражает тему текста?
1)Воспоминания о речке. 3)Свидание с детством. 2)Живая гора. 4)Особенная радость
23.Выпишите из предложений 8-9 слово с чередующейся гласной в корне.
24.Подберите синоним к слову мелкая (предложение 4).
25.Из предложения 9 выпишите его грамматическую основу.
26.Найдите среди предложений 6-9 предложение с однородными членами. Напишите его номер.
27.Найдите среди предложений 1-5 сложное. Напишите его номер.
Часть 3.
28. Выполните синтаксический разбор предложения, расставив недостающие знаки препинания:
Уже несколько дней за окном идет холодный неприятный дождь.
29. Выполните морфологический разбор глагола из предложения в задании 28.
30. Выполните морфологический разбор местоимения из предложения в задании 28.
1. Сколько же лет я тут не был?
2. И не припомнить.
3. Всё спешил, всё бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать.
4. И уж слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкая речка, привычным куст ивы над рекой.
5. Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.
6. А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все те же били, перезваниваясь меж собой.
7. И если бы я к ним сегодня не пришел, они бы ничего не потеряли.
8. А вот я, быть может, потерял бы многое.
9. Я раздвигаю заросли крапивы и отыскиваю один родничок, второй, третий…
10. Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.
11. Я поднимаюсь по заросшей тропинке детства к родительскому дому и тихо благодарю судьбу за то, что есть у меня вот эта Живая гора с живой родниковой водой.
12. Сюда я могу прийти на свидание с детством.
Ответы на задания:
19. В предложениях 9-10 используется описательный тип речи, где говорящий делает замечания и описывает процесс, описывая свои действия и переживания.
20. Текст относится к художественному стилю, так как в нем преобладает лиро-эмоциональное описание переживаний говорящего.
21. Основная мысль текста наиболее полно раскрывается в предложении 12: "Сюда я могу прийти на свидание с детством". В этом предложении говорящий указывает на важность и ценность данного места, где он может встретиться с памятными моментами своего детства.
22. Лучшим заглавием, которое отражает тему текста, будет вариант 3) Свидание с детством.
23. В предложении 8 слово с чередующейся гласной в корне - "потерял".
24. Синонимом к слову "мелкая" (предложение 4) является слово "небольшая".
25. Грамматической основой предложения 9 является глагол "отыскиваю".
26. Предложение с однородными членами можно найти в предложении 6: "А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все те же били, перезваниваясь меж собой."
27. Сложным является предложение 5: "Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было."
Часть 3:
28. Выполним синтаксический разбор предложения "Уже несколько дней за окном идет холодный неприятный дождь." и расставим недостающие знаки препинания: "Уже несколько дней за окном идет холодный, неприятный дождь."
- В предложении есть однородные члены "холодный" и "неприятный", поэтому перед "неприятный" ставится запятая.
- Также после слова "дождь" ставится точка, так как предложение закончено.
29. Морфологический разбор глагола из предложения: "идет".
- Число: единственное число.
- Время: настоящее.
- Лицо: третье лицо.
- Род: мужской.
- Залог: действительный.
- Наклонение: изъявительное.
30. Морфологический разбор местоимения из предложения: "за окном".
- Род: средний.
- Число: единственное число.
- Падеж: родительный падеж.
- Родительный падеж применяется перед существительным "окном", которое выражает место нахождения дождя.