ЧАСТЬ А 1. Какое существительное стоит в форме родительного падежа?
1) сургуч
2) копытами
3) Марине
4) без воротника
2. Какое существительное относится к 3-му склонению?
1) знамя
2) зелёнка
3) бутыль
4) лягушка
3. В каком утверждении допущена неточность?
1) Существительные степь, тушь, морковь в формах дательного и предложного падежей имеют окончание -и.
2) Существительные варенье, соленье, соление в форме предложного падежа имеют окончание -е.
3) Существительное цапля имеет форму родительного падежа множественного числа цапель.
4) Существительное путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеет окончание -и.
4. Какое из данных существительных может относиться и к лицу женского, и к лицу мужского пола?
1) актёр
2) коллега
3) кухарка
4) доярка
5. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные имена существительные и выделите в них корень.
1) негодовать –
2) ненавидеть –
3) нелепый –
4) немощный –
6. Какое существительное образовано с суффикса -чик?
1) бетон..ик
2) стеколь..ик
3) автомат..ик
4) зелен..ик
7. В каком существительном в суффиксе пишется буква и?
1) с мяч..ком
2) ободоч..к
3) мешоч..к
4) горшоч..к
8. Образуйте от данных слов и запишите однокоренные существительные, в которых содержится орфограмма «Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных».
1) луг –
2) стог –
3) крюк –
4) галка –
9. Какое слово не может употребляться как существительное?
1) сладкое
2) мостовая
3) закусочная
4) морское
10. Какое существительное не имеет формы множественного числа?
1) брошь
2) кружево
3) разруха
4) дверь
11. Какое существительное относится к женскому роду?
1) Альпы
2) Чикаго
3) Онтарио
4) Замбези
12. В каком примере не с существительным пишется раздельно?
1) ожидать с (не)терпением
2) (не)интерес, а любопытство
3) (не)брежность в одежде
4) (не)вероятность событий
13. Какое существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание -ы?
1) директор
2) якорь
3) торт
4) доктор
14. В каком случае слово орёл заключается в кавычки?
1) город Орёл
2) теплоход Орёл
3) птица орёл
4) горный орёл
15. В какой строчке во всех словах пропущена буква е?
1) кружоч..к, тем..чко, колёс..ки
2) им..на, н..дотёпа, солнц..м
3) паромщ..ка, строит..лем, нефт..провод
4) д..ван, тер..мок, медв..жонок
ЧАСТЬ В
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. ответы на 16 – 18-й вопросы напишите.
(1) Я водитель самосвала, который может за один раз увезти целую гору угля или руды. (2) А начинал я свою огненную профессию с трактора. (3) На нём я землю пахал. (4) Потом пересел на комбайн и стал хлеба убирать. (5) Когда пошёл в армию, водил танки, боевую и броневую машину пехоты, которую называют БМП. (6) В каждом из двигателей моих машин огонёк трудился на славу! (7) Такие точно огненные, только огромные двигатели стоят на тепловозах, теплоходах.
(8) Не зря так машины называются. (9) Кстати, можно бы и самолёт назвать теплолётом. (10) Говорят, нет дыма без огня. (11) А в машинах нет тепла без огня. (12) Так что я тоже вхожу в славное братство огненных дел! (По Г. Юрмину и А. Дитриху.)
16. Укажите номера предложений, в которых используются сложные имена существительные.
17. Выпишите сложносокращённое слово и укажите его род.
18. Выпишите фразы, которые содержат слова, употреблённые в переносных значениях.
Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, уверенным в себе и в своих силах. Все эти важные качества ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.
Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.
Я всегда хожу в школу одной и той же дорогой. Но в тот день, я решила сменить маршрут. Солнце так ярко светило, что моя душа захотела чего-нибудь новенького. Я решила пройти в школу другой дорогой и не раздумывая свернула со знакомого пути. Я шла и любовалась зелеными деревьями, на которых сидели скворцы и пели песню солнцу, большими лужами, в которых отражались облака, и детишками, которые беззаботно играли на детской площадке. Конечно, я завидовала им. Совсем немножко. Им еще не нужно было делать домашнее задание или маме с уборкой. Их жизнь текла медленно и размеренно и ограничивалась лишь прогулками, сном и приемами пищи. Пока я рассуждала на тему "Чем жизнь детей лучше, чем моя", я нужный мне поворот. Посмотрев на время, я поняла, что до звонка осталось всего лишь 15 минут, а я нахожусь достаточно далеко от школы. Пришлось возвращаться обратно. Пройдя два дома, я поняла, что совсем не узнаю дорогу и не понимаю, в какой стороне находится моя школа. Помня о том, что язык и до Киева доведет, я решилась спросить у проходящей мимо бабушки дорогу. Старушка оказалась настолько мила, что даже проводила меня до школы. Я опоздала всего на 10 минут, но моя классная руководительница все равно написала мне замечание в дневник. 211 слов