Часть А А1. Напишите слово по его лексическому значению:
А) личность, самоотверженно совершающая подвиги
Б) перерыв в занятиях в учебном заведении на праздничное или летнее время
А2. Укажите фразеологизмы:
А) Брат доводит мою маму доводить до белого каления!
Б) Вчера мы с братом надевали хомут на шею лошади.
В) Маша всегда делает из мухи слона!
Г) Засучив повыше рукава, мама месила тесто.
А3. Найдите антоним фразеологизма « спустя рукава»
А) не покладая рук
Б) не шутя
В) засучив рукава
Г) положа руку на сердце
А4. Определите, какие слова являются заимствованными:
А) весна
Б) веретено
В) акварель
Г) кофе
А5. Выберите пословицы и поговорки, в которых есть устаревшие слова:
А) От горшка два вершка.
Б) Раз солгал, а на век лгуном стал.
В) Вся семья вместе, так и душа на месте.
Г) Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.
А6.Из предложения выпишите фразеологизм:
Мы везде искали ключи, но они как в воду канули.
А7. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: ¬∩^□^
А) собирался
Б) удивятся
В) расписание
Г) приближаться
А8. Найдите слово, образованное приставочным
А)Присутствовать;
Б)Преодолеть;
В)Присмотреться;
Г)Перестройка
А9. Выберите варианты ответа, где всех словах пропущена буква «и»:
А) супер..нфекционный, пост..нъекционный, сверх..нтерес
Б) меж..нтервальный, супер..грок, гипер..нфляция
В) вз..сканный, небез..звестным, пост..нфарктный
Г) об..скать, с..мпровизировать, роз..грыш
А10.В каком слове есть приставка?
А) половик
Б) добрый
В) высота
Г) выстрел
А 11. Вставьте пропущенные буквы в предложение: пр_бывать в город – пр_бывать в неволе:
А)и,и
Б)и,е
В)е,и
Г)е,е
А12. Каким образовано слово «СОТРУДНИК»?
А) приставочным
Б) суффиксальным
В) приставочно-суффиксальным
Г)при соединительной гласной
А13. Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.
А) выр...сли
Б) д...лина
В) бл...стеть
Г) р…скошный д
А14.Выпишите слова с приставкой –ПРИ:
Пр..красный, пр..широкий, пр..школьный, пр..клеить, пр..градить, пр..открыть, пр..байкальский.
А15. В каком ряду во всех словах пишется буква Е? Запишите номер ответа.
А) пр...огромный зал, пр...подавать в университете, пр...рекаться со взрослыми, пр...бывать на даче
Б) пр…дания старины, пр...сутствовать на линейке, пр...небрегать распоряжением, пр...творить мечты в жизнь
В) пр…кратить безобразие, пр…следовать противника, пр…вратить в шутку, пр…выкать к новой школе
Г) пр…восходный рассказчик, пр…гладить волосы, пр…терпеть лишения,
пр…дел мечтаний
А16.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) овц...вод, пр...рвать
Б) раз…скать, пр...глушить
В) пр...ключение, пр...пятствие
Г) пр…дорожный, сверх...нтересный
А17. В каком случае пишется соединительная гласная О:
А) после мягких согласных, шипящих и ц;
Б) после твердых согласных.
А18. Чем в слове «ПРИРОДА» является - ПРИ - ?
А) приставкой
Б) частью корня
А19. Найдите ряд, где во всех словах пишется буква Е:
А) Плам…ни, стрем…ни, врем…на;
Б)Инт…ресуют, наим…нование, на…меньший;
В)В…дет, переч…ркивает, про…зводитель.
А20. Укажите вариант ответа, в котором дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номер этого ответа.
А) ПРЕМУДРЫЙ – в слове пишется приставка ПРЕ-, если её можно заменить приставкой ПЕРЕ-
Б) ПРИОТКРЫТЬ (окно) – написание приставки определяется её значением – «неполнота действия»
В) ПРЕРВАТЬ – правописание приставки определяется её значением, близким к значению слова «очень»
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В3 – В4 (ответы записывайте словами или цифрами).
(1)На баскетбольной площадке в парке вспыхнули яркие лампы. (2)Десятки людей стекаются к ней со всех сторон. (3)Может быть, особо интересный матч и здесь собираются болельщики?
(4)Между тем люди заняли всю площадку. (5)Они плотно окружили подставку с высоким, более двух метров, растением. (6)Его ветки усыпаны крупными бутонами. (7)Совсем стемнело. (8)И вот верхняя бледно-розовая кожица одного бутона раскололась. (9)Не и часа, как цветок открылся пушистым, словно снежным шаром, облаком.(10)Лепестки развернулись как живые, приоткрыв щёточки тычинок.
(11)Это цветок таньхуа. (12)Он цветет один раз в год и успевает распуститься и увянуть в течение пяти-шести часов (13)В эту летнюю ночь сотни людей приходят полюбоваться редким и красивым зрелищем.
В1. В каком стиле написан данный текст?
А)Публицистический
Б)Разговорный
В)Художественный
Г)Научно-популярный
В2. 1)Определите и запишите лексическое значение слова «стекаются» из предложения 2.
2)Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Стекаются — ...
В3. Над всеми словами в предложении 9 указать части речи.
В4. 1)Объясните значение фразеологизма «как снег на голову», запишите.
Как снег на голову — ...
1. Текст (пропущенные буквы вставлены).
(1) Нет лучшей музыки, чем тИшина в гОрах, тИшина в лесу.
(2) Нет лучшей «музыки в человекЕ», чем скромнОсть и умение НЕ выдвИгаться на первое место.
(3) Нет НИчего более НЕприятнОго и глупОго в обликЕ и поведениИ человека, чем важнОсть или шумливОсть.
(4) Нет НИчего более смЕшного в мужчинЕ, чем чрезмерная забота о свОём костюмЕ и причёскЕ, раССчитаннОсть двИжений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяюТСя.
(5) В поведениИ бойтесь быть смЕшным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д. Лихачёв)
***Выделенные орфограммы подчеркнуть одной чертой;
обозначить морфему, в которой находится орфограмма (¬, ͡ , ˄,□);
если в слове есть условия выбора орфограммы, подчеркнуть двумя чертами.
__
2. Тема текста:
тишина в поведении как «музыка в человеке».
3. Идея текста:
«В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим».
.
4. Тип речи:
рассуждение.
5. Стиль речи:
публицистический.
6. Грамматическая основа предложения 1:
нет.
7. Вид односоставных предложений 1-4:
безличные.
8. Вид односоставного предложения 5:
определенно-личное.
9. Грамматическая основа предложения 5:
бойтесь быть смешным (и) старайтесь быть скромным.
10. Вид сказуемого в предложении 5:
составное именное.
11. Словосочетание (из текста) с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ:
рассчитанность(х) движений (Р. п.).
12. Словосочетание (из текста) с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ:
о своём костюме(х) (П. п., ед. ч., м. р.).
13. Два глагола (из текста) в форме повелительного наклонения:
бойтесь, старайтесь.
14. Два прилагательных (из текста) в форме сост. сравн. степени:
более неприятного, более смешного.