Часть А: Спишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и расставляя знаки препинания. Сторожевой курган.
(1)Передо мной серело пустынное поле. (2)Один сторожевой курган, верный
защитник
степи, стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. (3)С утра в степи было по-весеннему
холодно и ветрено. (4)Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал бурьяном. (5)За
мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. (6)Темнея лесов, как старинное, тусклое серебро, она
пятнами
тонула в утреннем тумане. (7)Ветер, дувший
мне
навстречу, холодил лицо. (8)Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством
радости.
(9)За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. (10)Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. (11)Над ними вьются
звонкоголосые чибисы,
серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы.
(12)В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего
неба.
(13)Курган, с голубыми цветами и маками, был
дикий, еще ни разу не тронутый плугом. (14)«Время его, - подумал я, - навсегда проходит. (15)В вековом забытьи он только вспоминает
далекое былое, прежние степи, прежних людей».
Часть Б:Выполните следующие задания:
1. Какой тип речи представлен в предложениях 1-7?
А)описание
Б) повествование
В) рассуждение
Г) повествование и рассуждение
2.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. ПРИМЫКАНИЕ.
3. Из предложения 2 выпишите словосочетания со связью 4. Какие слова являются грамматической основой в предложении 3:
А) было
Б) было холодно и ветрено
В) с утра было холодно и ветрено
Г) по-весеннему холодно и ветрено
5. Среди предложений 1-4 найдите односоставное безличное. Напишите номер этого
предложения.
6. Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите
номера этих предложений.
7. Среди предложений 4-8 найдите предложения, которые осложнены обособленным
обстоятельством. Напишите номера этих предложений. 8. Среди предложений 7-10 найдите предложения, которые осложнены обособленным
определением. Напишите номера этих предложений. 9. Найдите в тексте вводное слово, определите его значение.
10. Напишите номер предложения в котором есть сравнительный оборот.
мифология:
-Авгиевы конюшни / Неподъёмная грязь и запустение./Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла.
-Яблоко раздора /повод, причина ссоры, спора, серьёзных разногласий/
От греческих мифов, причина троянской войны, приз самой красивой богине.
библия:
-Вавилонское столпотворение/ беспорядочная толпа людей, суматоха, неразбериха/
Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный Бог "смешал " их языки, они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку.
- Восьмое чудо света/ О чём-либо необычном, удивительном, выдающемся/ В древности люди насчитывали лишь семь чудес света, которые так прочно вошли в сознание людей, что всякое новое замечательное достижение называли восьмым чудом света.
- глас вопиющего в пустыне/ Не встретить поддержки в своих Выражение является цитатой библейских текстов. В Ветхом Завете, в Книге Пророка Исаии говорится: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Библия Ис.40:3); в Евангелиях Иоанн Креститель, его призывы, также именуются «гласом вопиющего в пустыне» (см. например Библия Ин.1:23). Однако призывы пророков остались напрасными, большинство людей не прислушалось к ним.
басня:
- А Васька слушает да ест/ О том, кто не обращает внимания на уговоры и увещевания и продолжает делать своё (обычно предосудительное) дело./ Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар”
- Мартышкин труд/ Бесполезный, напрасный труд/ Выражение восходит к басне И. А. Крылова «Обезьяна»
приставки в образовании слов. с них образуются антонимы глагола. основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия: входить–выходить, приходить – уходить, подходить – отходить, или в указании различных пространственных отношений: предгорья, подводный, наземный. приставка без- указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: безземельный, беспощадный, бесшумно, а приставка не-, присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: неприятель (враг), невесёлый (грустный). в очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.
Суффикс (аффикс) - значимая часть слова, стоит после корня, иногда и после окончания , служит для образования новых слов.