ЧАСТЬ А. Выполните тестовые задания, в ответе укажите только одну букву.
1. Определите, какое слово является причастием:
а) чересчур б) прекраснейший в) распрыгавшийся г) перестараться
2. В каком предложении причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены):
а) Я иду за мамой в сад поражённый рассказом о случившемся.
б) Разноцветные огоньки освещающие сцену делали её сказочной и таинственной. в) Ночью все проснулись от далёкого грохота похожего на гром.
г) Проводимое с друзьями время оставалось для меня самым лучшим.
3. Определите, какое слово пишется с одной буквой н:
а) жёва(н,нн)ый хлебушек б) очарова(н,нн)ый странник
в) замороже(н,нн)ое мясо г) оловя(н,нн)ый солдатик
4. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно:
а) (не)доумевающий взгляд б) (не)распустившийся цветок розы
в) (не)приготовленный вовремя завтрак г) (не)жданные гости
5. Укажите вариант, в котором пишется две буквы н:
а) Её волосы гладко причёса(н,нн)ы. б) Таня увлече(н,нн)а новой идеей.
в) Море сегодня взволнова(н,нн)о. г) Брови у Вити нахмуре(н,нн)ы.
6. От какого глагола нельзя образовать форму действительного причастия настоящего времени:
а) одевать б) наряжать в) прискакать г) раскалывать
7. В каком слове после шипящих на месте пропуска пишется буква о:
а) окруж…нный чащей б) упрощ…нный порядок действий
в) деш…вые чулки г) клетчатый капюш…н
ЧАСТЬ В.
Задание: выполните предложенные задания
8. Выпишите из предложений причастия, выделите в них суффиксы, укажите действительное или страдательное причастие, определите время.
а) Весьма гордившаяся тем, что именно её изба стала местом для вечерних посиделок, Зина заваривала свежего турецкого чаю.
б) День становился всё более ясным, облака уходили, гонимые ветром. в) Солнечный свет струился сквозь запылённые стёкла.
г) Странным казался этот город, его ветры, рассеивающие тени по воде.
9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени» и «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»
а) по пен…щейся шири океана б) колыш…щееся пламя костра
в) хран…мый талисман г) ободря…мый товарищами
10. Спишите предложения, раскрывая скобки, обозначая орфограмму «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»
а) Ворова(н, нн)ый кошелёк оказался в глубоком кармане пальто.
б) Не стира(н,нн)ые после приезда вещи ворохом лежали на полу.
в) В доме пахло зажаре(н,нн)ым рождественским гусем.
г) В окне показалось грязное лицо мужчины в рва(н,нн)ой гимнастёрке.
11. Спишите предложения, раскрывая скобки, обозначая орфограмму «Слитное и раздельное написание не с причастиями»
а) Она ждала судьбы своей от (не)прощающих судей.
б) Исчезло и скрылось существо, никем (не)защищённое.
в) Перед учителем лежала (не)завершённая работа, а лишь черновой набросок сочинения.
г) (Не)остывший кофе и несколько бутербродов ждали на столе того, кто первый проснётся.
12. Спишите предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены), графически объясните знаки препинания (или их отсутствие).
а) Шапка свалянная из овечьей шерсти была тёплой и уютной.
б) Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре.
ЧАСТЬ С.
Преобразуйте предложения в словосочетания с причастным оборотом. Графически обозначьте определяемое слово и границы причастного оборота, учитывая расстановку или отсутствие знаков препинания.
а) Дерево растет у дороги.
б) Туман стелется по полю.
в) Врач лечит пациента.
г) Мужчина бреет бороду.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
"Полярная звезда мореходам найти путь в океане!"
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.
Взглянув на север, капитан увидел, что Полярная звезда хоть и была низко, но уже заметно поднялась.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.
Повествование.
11. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.
Буря.
12. В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.
Низко.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
"Полярная звезда мореходам найти путь в океане!"
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.
Взглянув на север, капитан увидел, что Полярная звезда хоть и была низко, но уже заметно поднялась.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.
Повествование.
11. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.
Буря.
12. В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.
Низко.