Часть I
Прочитайте текст и выполните задания
1. С раннего детства нужно учиться не только писать без ошибок, но и соблюдать
правильное произношение и ударение в устной речи. 2) Раздел науки о русском языке, который изучает правильное произношение звуков, грамматических форм и ударений в словах, называется орфоэпией. 3) Ее роль состоит в том, чтобы облегчить взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. 4)Чтобы овладеть литературным произношением, нужно знать основные нормы родного языка, уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей.
5) Как же научиться правильно говорить? 6) Для этого важно вслушиваться в речь окружающих людей, слышать и себя как бы со стороны. 7) Брать пример необходимо с дикторов российского радио, актеров, чтецов, учителей русского языка и литературы. 8) Но главное, следует почаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка. 9) Они рассказывают о произношении конкретного слова, предупреждают или исправляют произносительную ошибку.
1 Сформулируйте и запишите основную мысль этого текста?
2 Какой тип речи использован в предложениях 4 – 9 ?
3. Объясните происхождение слова орфоэпия (предложение №2)
4. Дайте письменный ответ на во Как же научиться правильно говорить?», используя приемы сжатия текста во втором абзаце (предложения 4 – 9).
Часть II
К каждому заданию 2.1 – 2.7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Запишите правильный ответ.
1. В каком слове звуков больше, чем букв? Объясните, почему
якорь; земля; уголь; пояс.
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?
оригинальный; антикварный; устаревший; необычный.
3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным Объясните
разглядеть; безделица; связка; тишь.
4. В каком предложении выделенный глагол употреблен в переносном значении? Запишите это предложение
С трудом двигаются усталые лошади.
Поезд движется со скоростью 60 км. в час.
Дети постоянно двигают мебель в гостиной.
Им движет чувство сострадания.
5. В каком предложении есть словосочетание существительное + порядковое числительное? Выпишите этосочетание
пять книг;
пятью товарищами;
пятый вагон;
лет пять.
6.Выпишите отрицательное местоимение
свой; себя; никто; кто-то
7. Каким членом предложения является выделенное слово?
Знание в юности – это мудрость в старости.
подлежащим; сказуемым; дополнением; обстоятельством.
Часть III
Раскройте скобки, вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Не объясняйте вставьте,как на ВПР
Счас…ливая невозр…тимая пора детс…ва! Как не любить как не леле…ть восп…минаний о ней? Восп…минания эти осв…жают возвышают мою душу и служат для меня источником жела…ых насл…ждений.
Наб…гавшись досыта, сидиш…, бывало, на те(р, рр)а(сс, с)е за чайным столом на своем высоком кресл…це. Уже поз…но ты давно вып…л свою чашку чая с м…локом сон смыка…т глаза но не трога…ш…ся с места. Сидиш… и слуша…ш… зачарова…о стрекот ц…кад. И как не слушать! Звуки эти так сладки так пр..ветливо заманч…вы!
Какой это огромный и необ…ятный мир в котором мы ж…вем! И как хорошо что сущ…ствуют такие уд…вительные места! Где можно пр…даст…ся восп…минаниям где как будто слыш…ш… чей-то голос «Слушай и запоминай!»
Но когда мы на нем падаем,у нас появляется вопрос:почему же снег скользкий?Дело в том,что давление,которое мы оказываем на снег издает тепло,и из-за этого снег тает и появляется некая смазка,на которой мы поскальзываемся.
Так работают и санки с лыжами.С них происходит трение,в результате которого появляется пленка,и придает скольжение.
Таким образом,благодаря этому скольжению становится возможным быстрое перемещение по снегу с санок или лыж.