Чайной часа,
ложки.
Прочитайте текст. о чём он? Какие мысли и чувства передаёт
333
автор?
Внизу, как голубые вены крест(?)янской руки, в..лись
по тр..вяным поймам излучины” двух речек. Над большой
речкой б..лел мост, сзади в..лновалась под ветром густая
3..лёная рож(?). Пройдёт несколько недель. Набрякшие
благодатной тяжест(?)ю к..лосья с..гнут в дугу миллионы
золотистых стеблей. И древнее ощущение хлеб..пашца, бе...
рассудное, безотчётное, не подчиняющееся (ни)чему, кро-
ме самого себя, вдруг поднимет(?)ся от пяток, захолонёт
где-то около сердца и затуманит голову.
В сущности, ведь все люди в мире пахари...
(В. Белов)
1. Как вы понимаете лексическое значение слова захолонёт? Как на-
зываются такие слова?
2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание
Слов.
3. Выпишите выделенные существительные и определите, какими
они образованы.
4. Есть ли в тексте существительные, образованные другими
ми словообразования? Выполните морфемный и словообразовательный
разбор этих слов.
В сущности, ведь все люди в мире пахари…
Захолонет - замерить, оцепенеть
ХЛЕБопашца - существительное, образованное от слоба хлеб
Итак, перейдем к пошаговому решению вопросов:
1. Лексическое значение слова "захолонёт" можно понять, обратившись к контексту предложения и общему знакомству с этим словом. В контексте этого текста "захолонёт" описывает ощущение, которое внезапно возникает у человека, и можно предположить, что оно связано с чем-то красивым или эмоциональным. Наименование таких слов – глаголы.
2. Спишем текст, заполнив пропущенные буквы и объяснив написание слов:
"Чайной часа, ложки.
Прочитайте текст. О чём он? Какие мысли и чувства передаёт
333
автор?
Внизу, как голубые вены крестьянской руки, вытекли
по тревяным поймам излучины" двух речек. Над большой
речкой болел мост, сзади волновалась под ветром густая
3юлёная роща. Пройдёт несколько недель. Набрякшие
благодатной тяжестию колосья согнут в дугу миллионы
золотистых стеблей. И древнее ощущение хлебопашца, безуд-
рассудное, безотчётное, не подчиняющееся ничему, кро-
ме самого себя, вдруг поднимется от пяток, захолонёт
где-то около сердца и затуманит голову.
В сущности, ведь все люди в мире пахари...
(В. Белов)"
3. Выделим существительные и определим, как они образованы:
- чайной (прилагательное, образовано от существительного чай)
- часа (существительное, именительный падеж)
- ложки (существительное, родительный падеж, множественное число)
- текст (существительное, именительный падеж)
- автор (существительное, именительный падеж)
- вены (существительное, именительный падеж, множественное число)
- руки (существительное, именительный падеж, множественное число)
- излучины (существительное, родительный падеж)
- речек (существительное, родительный падеж, множественное число)
- мост (существительное, именительный падеж)
- роща (существительное, именительный падеж)
- недель (существительное, родительный падеж, множественное число)
- тяжести (существительное, родительный падеж)
- колосья (существительное, родительный падеж, множественное число)
- стеблей (существительное, родительный падеж, множественное число)
- ощущение (существительное, именительный падеж)
- хлебопашца (существительное, именительный падеж)
- пахари (существительное, именительный падеж, множественное число)
4. Других словообразований с помощью существительного нет в данном тексте, только прямое образование.