ЧЕМ СМОЖЕТЕ
1. Найдите неправильное утверждение:
а. Частица – это служебная часть речи.
б. Частицы служат для выражения оттенков значения в предложении.
в. Частица является членом предложения.
г. Частицы бывают смыслообразующими и формообразующими.
2. В каком предложении союз связывает однородные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?
а. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
б. Не то было раннее утро, не то уже наступил вечер.
в. Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.
г. Солнце заблистало и наступило утро.
3. Укажите правильное объяснение постановки запятой.
Ночь под большой чистой луной, и к утру лёг первый снег.
а) Запятая стоит перед союзом и, так как он связывает однородные члены предложения.
б) Запятая стоит перед причастным оборотом.
в) Запятая стоит перед деепричастным оборотом.
г) Запятая стоит перед союзом И, так как союз И соединяет два предложения в составе сложного.
4. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?
а) (н..)кто (н..)обратил внимания, (н..)когда (н..)жалел
б) (н..)в чём (н..)обвинял, (н..)как (н..)возьму в толк
в) (н..)чего (н..)говорил, (н..)что вроде башни
г) (н..)ответа (н..)привета, во что бы то (н..)стало
5. Укажите слитное написание ввиду:
1) (В)виду засухи надежды на урожай были плохие.
2) Мы имели (в)виду новую книгу, а не старую.
6. Какой по значению подчинительный союз употреблен в предложении: Чтобы вода не заливала огонь, пришлось подкладывать в костры побольше дров (В.К. Арсеньев)?
1) целевой;
2) причинный;
3)временной.
7. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НЕ пишется раздельно?
а) (н..)с кем (н.-)разговаривал, (н..)с кем было разговаривать
б) (н..)с того (н..)с сего, куда (н..)шло
в) (н..)мог (н..)видеть, (н..)кого с г) (н..)когда (н..)было, (н..)чего делать
8. В каком ряду все предлоги пишутся слитно?
а) (в)виду непогоды, (в)следствие снегопада, (во)преки требованиям
б) иметь (в)виду, (в)заключение вечера, (в)течение занятия
в) (на)перекор стихиям, (в)близи станции, (из)за дождя
г) (в)силу обстоятельств, (на)встречу трамваю, (по)мере накопления
9. Найдите предложение с союзом.
а. Полководец был недоволен ходом операции, несмотря на то что дивизия одержала победу.
б. В степи всё открыто, зато и ты на виду у всех.
в. Она беспокойно оглядывалась на всех, как будто хотела перехватить эти взгляды.
г. Он умел решать не только задачи, но и примеры.
10. В каком предложении что(бы) пишется слитно?
а. Мне хотелось самому догадаться, что(бы) посоветовали родители в такой ситуации.
б. Нужно много читать, что(бы) быть образованным человеком.
в. Что(бы) такое прочитать интересное?
г. У него ничего не получалось, что(бы) он не предпринимал.
11. Объясните правильное написание (по)тому в предложении: (По)тому берегу реки медленно двигалась груженая машина.
1) потому - всегда пишется слитно;
2) по тому - всегда пишется раздельно;
3) по тому - здесь предлог по с местоимением тому, поэтому пишется раздельно.
Часть В
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки.
Лицейские годы
1. Когда юн..ый Пушкин поступил в Лицей он с головой ушёл в повседневные заботы нового житья. 2. У каждого лиц..иста была своя комната-келья, как остр..умно назвал её буду..щий поэт. 3. В комнате — железная кровать, к..мод, кон-торка, зеркало, стул, стол для умывания. 4. На конторке — ч..рнильница, гуси..ые перья, подсве..ник и щипцы что(бы) снимать нагар с трескучей сальной свечи.
5. Лиц..исты вставали в шесть часов утра, одевались, шли в зал на молитву потом в класс. 6. Учились с семи до девяти, пили чай и шли на прогулку. 7. С
десяти до двенадцати (с)нова учились, обедали, (с)нова гуляли, (с)нова учились, а вечером, в пол..вине девятого, ужинали и до десяти часов каждый зан..мался своим делом. 8. Лицеисты бегали по кор..дору, кто(то) играл в мяч а кто-то зат..вал новые игры. 9. В десять часов вечера расходились по своим комнатам ложились спать.
10. Пушкин (с)начала не нравился товарищам потому(что) он был (само)любивым, раздр..жительным, вспыльчивым. 11. Дома он не привык доверять (ни)кому, (н..)ра..крывал душу (на)распашку и при малейшем намёке на обиду, насмешку мгновен..о пускал в ход свой острый языч..к. 12. Таким(же) он приш..л и в Лицей. 13. Товарищи этого (не)знали и он казался им злым, зад..ристым, (не)приятным.
14. Но (в)скоре пылкое сердце поэта, искрен..ость, чес..ность, весёлость, предан..ость друзьям, бл..стяший ум, талант завоевали любовь всех лиц..истов. 15. Они полюбили его на всю жизнь. 16. Эта дружба возникшая в Лицее сохранялась (в)течени.. всей (не)долгой жизни поэта.
Задания
1. Выпишите союз из первого предложения и сделайте его морфологический разбор.
2. Из предложений 10—13 выпишите союзы и определите их вид.
3. Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения.
Часть С
Дать определение частицы. На какие разряды и подразряды делятся частицы? Привести по 1-2 примеру каждого разряда
Придаточные определительные
Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных (А. Пушкин).
Придаточные изъяснительные
За спором не заметили, как село солнце красное (Н. Некрасов).
Придаточные обстоятельственные
Лев рявкнул так громко, что все вздрогнули.
Придаточные образа действия и степени
Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).
Придаточные места
Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин).
Придаточные времени
Пока он пел, кот Васька все жаркое съел.
Придаточные условия
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись (А. Пушкин)
Придаточные причины
Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов).
Придаточные цели
Чтобы музыкантом стать, так надобно уменье.
Придаточные сравнения
Минуты две было тихо, точно обоз уснул.
Придаточные уступки
Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу.
Придаточные следствия
Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров).
Придаточные присоединительные
Вместо сахара подавался сотовый мед в глиняной миске, отчего чай всегда был жидкий, но вкусный.
1. Урожáй (3 слога, 6 букв, 6 звуков)
у [у] – гласный, безударный
р [р] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
ж [ж] – согласный, парный звонкий, непарный твёрдый
а [а] – гласный, ударный
й [й'] – согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
2. Óблако (3 слога, 6 букв, 6 звуков)
о [о] – гласный, ударный
б [б] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый
л [л] –согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а [а] – гласный, безударный
к [к]– согласный, парный глухой, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
3. Собирáли (4 слога, 8 букв, 8 звуков)
с [с] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
б [б'] – согласный, парный звонкий, парный мягкий
и [и] – гласный, безударный
р [р] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а [а] – гласный, ударный
л [л'] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и [и] – гласный, безударный
4. Щéдрый (2 слога, 6 букв, 6 звуков)
щ [щ'] – согласный, непарный глухой, непарный мягкий
е [э] – гласный, ударный
д [д] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый
р [р] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
ы [ы] – гласный, безударный
й [й'] – согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
5. Богáтство (3 слога, 9 букв, 8 звуков)
б [б] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
г [г] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый
а [а] – гласный, ударный
т [ц:] – согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
с [—]
т [т] – согласный, парный глухой, парный твёрдый
в [в] –согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый
о [а] – гласный, безударный
6. Рáдость (7 букв, 2 слога, 6 звуков)
р [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
а [а] — гласный, ударный
д [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
о [а] — гласный, безударный
с [с'] — согласный, парный глухой, парный мягкий
т [т'] — согласный, парный глухой, парный мягкий
ь [–]