– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.
П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма).
Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.
Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.
Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизне элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.
Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по значению. Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными глаголами. Переходные глаголы могут сочетаться:
с именем существительным в винительном падеже без предлога (например: брал (что?) книгу (в.п.));
местоимением в винительном падеже без предлога (например: встречать (кого?) его (в.п.)).
В отдельных случаях при переходных глаголах существительное или местоимение могут иметь родительный падеж:
при отрицании (например: не купил (чего?) хлеба (р.п.); не выпил (чего?) молока (р.п.));
при указании на часть предмета (например: отрезал (чего?) сыру (р.п.); нарвать (чего?) цветов (р.п.)).
Образование переходных глаголов происходит от прилагательных с суффикса и (например: чернить, зернить, озеленить и т.д.).
Все остальные глаголы в русском языке являются непереходными. В отличие от переходных глаголов, непереходные глаголы обозначают движение и положение в физическое и нравственное состояние. Например: лететь, болеть, стоять, страдать.
Следует обратить внимание на то, что абсолютно все непереходные глаголы имеют суффиксы:
е, нича, ича (например: обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать, капризничать и т.д.).
Непереходные глаголы также являются возвратными, т.к. после них никогда не употребляются имена существительны и местоимения в винительном падеже.
Как правило, переходные и непереходные глаголы в русском языке не имеют каких-либо особых морфологических признаков. Однако, как показано выше, некоторые типы словообразования глаголов выступают показателями переходности или непереходности глаголов.
Переходный и непереходный вид глагола напрямую связан с его лексическим значением. Например, в одном значении глагол может быть переходным: я говорю правду (говорю – «высказываю» - переходный глагол); а в другом значении – непереходным: ребенок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол)
Письменная речь
– речь, изображенная на бумаге (пергамене, бересте, камне, полотне или какой-либо др. поверхности) с специальных графических знаков (знаков письменности). Использование письменной формы речи позволяет пишущему обдуманно отбирать языковые средства, строить высказывание постепенно, исправлять и совершенствовать текст. Это появлению более сложных синтаксических конструкций, чем в устной речи (см.), большей логичности, последовательности, связности изложения, высокой нормативности речи.
П. р. необходима для коммуникации во всех функц. сферах: научной (произведения, относящиеся к жанрам монографии, статьи, учебника и др.), официально-деловой (законы, указы, постановления, договоры, заявления и т.д.), публицистической (статьи в газетах, журналах), художественной (литературные произведения), разговорной (записки, частные письма).
Научные, публицистические, официально-деловые тексты формируются преимущественно на базе письменной реализации лит. языка. Не случайно эти функц. стили называют книжными. В форме П. р. существует и худож. литература. В этой области лишь устное народное творчество имеет в качестве первичной формы существования устную, записи фольклора являются вторичной формой его реализации.
Для русского (древнерусского) языка первые фиксации П. р. относятся к X–XI вв. Появление письменности у восточных славян стало основной предпосылкой формирования лит. языка, который возник именно как письменный (лат. littera – буква, письмо). Под древнерус. лит. языком понимается тот язык, который дошел до нас в письменных памятниках XI–XIII вв., принадлежащих к различным жанрам, а именно: жанрам светской повествовательной литературы (литературно-художественное произведение "Слово о полку Игореве", летописные повествования и др.), деловой письменности (свод законов "Русская правда", договорные, купчие, жалованные и другие грамоты), церковно-религиозной литературы (проповеди, жития), где был широко представлен старославянский язык, но употреблялись и восточнославянские элементы. Рус. лит. язык существовал только как письменный на протяжении всего донационального периода.
Для развития письменного лит. языка огромное значение имеет деятельность выдающихся мастеров слова. Писателям принадлежит важная роль в эволюции стилей худож. прозы и поэзии, в литературной обработке общенародного языка. Так, А.С. Пушкин, руководствуясь принципами соразмерности и сообразности, достиг в своем худож. творчестве смелого синтеза всех жизне элементов лит. языка с элементами живой народной речи. Велика роль крупных ученых (среди отечественных – прежде всего М.В. Ломоносова и других деятелей науки периода формирования науч. стиля рус. лит. языка) в создании специальной терминологии, в становлении речевой системности функционального стиля, в совершенствовании выражения рассуждения как логического построения текстового характера, формирующегося и используемого прежде всего именно в письменной науч. речи. Значителен вклад В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева в формирование стиля литературно-критических работ.
Объяснение:
Переходные и непереходные глаголы в русском языке различаются по значению. Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными глаголами. Переходные глаголы могут сочетаться:
с именем существительным в винительном падеже без предлога (например: брал (что?) книгу (в.п.));
местоимением в винительном падеже без предлога (например: встречать (кого?) его (в.п.)).
В отдельных случаях при переходных глаголах существительное или местоимение могут иметь родительный падеж:
при отрицании (например: не купил (чего?) хлеба (р.п.); не выпил (чего?) молока (р.п.));
при указании на часть предмета (например: отрезал (чего?) сыру (р.п.); нарвать (чего?) цветов (р.п.)).
Образование переходных глаголов происходит от прилагательных с суффикса и (например: чернить, зернить, озеленить и т.д.).
Все остальные глаголы в русском языке являются непереходными. В отличие от переходных глаголов, непереходные глаголы обозначают движение и положение в физическое и нравственное состояние. Например: лететь, болеть, стоять, страдать.
Следует обратить внимание на то, что абсолютно все непереходные глаголы имеют суффиксы:
ся, сь (например: убедиться, сушиться, удержаться, познакомиться; опушилось, поднялось, унеслось, скопировалось и т.д.).
е, нича, ича (например: обессилеть, плешиветь, кустарничать, жадничать, привередничать, капризничать и т.д.).
Непереходные глаголы также являются возвратными, т.к. после них никогда не употребляются имена существительны и местоимения в винительном падеже.
Как правило, переходные и непереходные глаголы в русском языке не имеют каких-либо особых морфологических признаков. Однако, как показано выше, некоторые типы словообразования глаголов выступают показателями переходности или непереходности глаголов.
Переходный и непереходный вид глагола напрямую связан с его лексическим значением. Например, в одном значении глагол может быть переходным: я говорю правду (говорю – «высказываю» - переходный глагол); а в другом значении – непереходным: ребенок уже говорит (говорит — «разговаривает» — непереходный глагол)