ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ МАЯ
ИЗЛОЖЕНИЕ
Анализируем текст.
Прочитайте отрывки из интервью с режиссером Андреем Тарковским. Укажите ключевые слова. Какие особенности разговорного стиля можно проиллюстрировать примерами из текста? Подготовьтесь к сжатому изложению.
Мое детство я помню очень хорошо. Для меня это самое главное – самые главные годы в моей жизни. Детские впечатления для меня самые важные… Мы жили с мамой, бабушкой, сестрой. Семья без мужчины. Это существенно повлияло на мой характер.
Дом. Дом моего детства – это маленький хутор в 90–100 километрах от Москвы, недалеко от деревни Игнатьево, где мы прожили несколько лет перед войной…
Это было тяжелое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычайно трудной о всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссером, – всем этим я обязан матери. Несмотря на ужасное положение, в котором мы находились, мать отдала меня в музыкальную школу, в художественную школу. Сейчас я совершенно не понимаю, каким образом мать могла достичь этого. Потому что условий никаких для этого не было.
Меня спрашивают, не жалею ли я, что не стал музыкантом, дирижером (я хотел бы быть дирижером) или художником. Да, теперь жалею. Мне кажется, что заниматься музыкой было бы легче для меня. Но в детстве я не хотел быть ни музыкантом, ни художником. Нет. У меня в детстве был довольно растительный образ жизни. Я мало размышлял. Я больше чувствовал и как-то воспринимал. Детство всегда прекрасно. Как бы ни было нам плохо или хорошо, оно всегда останется самым счастливым временем для нас.
Во и задания
1. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Дом. Семья», «Профессия».
2. Замените словосочетание детские впечатления синонимичным с подчинительной связью управление.
3. Выпишите из текста односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль?
4. Сколько грамматических основ в последнем предложении?
5. Какие сочетания слов не являются грамматической основой предложения?
а) Детство прекрасно;
б) это повлияло;
в) я стал режиссером;
г) помню детство.
6. В каком словосочетании связь иная, чем управление?
а) Достичь этого;
б) три года;
в) необычайно трудный;
г) заниматься музыкой.
7. Объясните правописание слов: размышлял, воспринимал, прекрасно, счастливый, тяжелый, растительный.
8. Запишите два последних предложения, подчеркните грамматические основы.
9. Напишите сжатое изложение.
На землю повалено несколько стволов деревьев. Среди них видна, покрытая снегом, молодая сосна. Большие могучие сосны, в снежных шубах, стоят словно богатыри, охраняющие покой и тишину вокруг.
В центре светлая полоса от солнечных лучей, как бы разделяет картину на две части, кажется, что среди деревьев пробивается дорога. Справа стеной стоит темный, дремучий лес. Слева поредевший лес. На заднем плане - темный лес, освещенный холодным зимним солнцем.
на это картине И. И. Шишкин изобразил природу в белом безмолвном величии, она погружена в долгий зимний сон.
Связь с орфографией:
От того какая это часть слова может зависеть написание буквы.
Например:
Закрыть (За-приставка, в которой можно написать гласные а или о, т. к. приставки зо не бывает, мы пишем а.
Словообразование — образование новых слов от однокорневых слов.
Связь с орфографией:
От образования слова может зависеть написание букв.
Например:
Самолёт образование –сложение, соединительных гласных только две: е и о; = пишется о
Новые слова образуются путем добавления к производящей основе одной или нескольких морфем, поэтому морфемика напрямую связана со словообразованием.