Чокан Валиханов был чингизидом — потомком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аманкарагайского внешнего округа. При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве мальчик учился в казахской школе, открытой в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков. Будучи сыном старшего султана, Чокан с детства имел возможность общаться с известными поэтами, певцами и композиторами, знакомился с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил её на всю жизнь.
В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Там он познакомился с кадетом младшего класса Г. Н. Потаниным, с которым впоследствии Валиханова связывала большая дружба. Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию.
Определи стиль данного текста
Научный
Разговорный
Публицистический
Официально-деловой
Художественный
Определи тип данного текста
описание
повествование
рассуждение
Выпиши из текста перифраз, относящийся к Шокану Уалиханову.
Выпиши из 1 абзаца словосочетание числительное + существительное (числительное записываем прописью)
Укажи инверсионные предложения (предложения с обратным порядком слов).
Шокан Уалиханов был Чингизидом.
Чокан Валиханов родился в орде-зимовке.
При рождении мальчику было дано мусульманское имя.
В детстве мальчик учился в казахской школе.
Прозвище Чокан закрепилось как официальное имя.
Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.
Запиши предложения, расставляя необходимые знаки препинания и раскрывая скобки, записывая числительное словами:
В возрасте 12 лет Чокан Валиханов был отправлен на учёбу в Омский кадетский корпус. Там он научился говорить (по)русски. (По)видимому во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям.
7. Запишите правильно словами в 1847 году. Определите падеж числительного.
Объяснение:
Народная мудрость гласит, что счастливые люди счастливы одинаково, а несчастные – по-разному. У каждого своя беда. Что нужно человеку для полного счастья? Любовь близких, возможность жить в родном краю, и свободно передвигаться по земле. Быть здоровым и любимым.
К такому счастью стремился и Мцыри, Кроме здоровья он был лишен всего. Он с детства запомнил отца-воина и мечтал быть похожим на него. Он мечтал иметь такой же длинный кинжал, как у отца и тех мужчин, которые
При свете лунных вечеров
Против отцовского крыльца
[Сидели] с важностью лица;
Счастье для него заключалось в общении с любимыми сестрами, которые обнимали его, нежили, смеялись и пели. Он на всю жизнь запомнил их нежные голоса и звонкий смех. Но он были лишен общения с ними. Он даже не знал, живы ли они? Все годы, пока он рос, он мечтал когда-нибудь увидеть своих родных, обнять их.
Счастьем для него было видеть горы, подпирающие небо, которые были скрыты от его глаз монастырскими стенами. Только в одном месте монастыря были видны вершины гор. Исповедуясь перед стариком, он просит похоронить его там, где росли акации, и во время цветения воздух был насыщен ароматом душистых цветов. И главное, только отсюда он мог видеть родные горы.
Вырвавшегося на волю Мцыри восхищало абсолютно все. Его окружали растения, в которых он видел Божий сад. Молодая грузинка, спустившаяся к реке, ему казалась самой восхитительной. Он испытал восторг даже от схватки с барсом.
Может быть, если бы Мцыри не сбежал, и до конца смирился бы с постригом, он бы стал монахом, дожил бы до преклонных лет, но он никогда бы не узнал, что существуют хищные звери, обрывы над ущельями, в которые можно свалиться, бесконечные поля и темные леса, в которых легко заблудиться. Он не испытал бы волнения от встречи с юной красавицей, всей той бури чувств и эмоций, сокративших ему жизнь, но сделавших счастливым.
Под образом монастыря подразумевается Россия николаевской эпохи. В ту пору миллионы людей были несвободны. Помещики распоряжались судьбами крестьян. Царь со своими единомышленниками стремился подчинить себе малые народы, жившие на окраинах России, у которых еще не было государственности, и считал, что тем самым он делает эти народы счастливыми. Наверное, и монахи думали, что монашеский постриг осчастливит юношу. И грузинские монахи, и русский царь как-то позабыли, что Бог создал человека свободным и никто не имеет права лишать человека принимать решения самостоятельно.
Вежливость, как форма проявления уважения, происходит от древнерусского «вежа» – знающий, сведущий. Отсюда вежливый – знающий, как себя вести. Вежливость выражается посредством учтивого поведения. Но не всегда в жизни вежливый человек, соблюдающий внешне правила поведения, внутренне может уважать человека. Он просто соблюдает формальность. Истинная вежливость подразумевает наличие доброжелательного отношения к человеку, а это не всегда возможно. Тактичность, как форма проявления уважения, подразумевает чувство меры, умение соизмерять свое поведение с чувствами других людей и осознавать границы дозволенного. Тактичности свойственно интуитивное определение правильного тона в общении с людьми. Частые взывания по делу и без дела к уважению, вежливости и тактичности приводят к их обесцениванию или подмене. Цинизм тогда возводится в ранг добродетели, за вежливостью соблюдается простая формальность, тактичность становится редким явлением. Только одними указаниями и призывами к уважению нельзя вызвать ответное чувство. Это приведет только к тому, что в лучшем случае будет соблюдаться формальное отношение.
Чувство уважения – такая категория, которая должна быть чем-то подкреплена. Вот только чем? Каждый из нас выбирает, кто и что заслуживает настоящего уважения (сам по себе человек, его дела, поступки), а что принимается как игра в формальности. Призывать, а тем паче заставить уважать то, что не подкреплено весомыми критериями для человека – не даст желаемого результата.
Что же объединяет уважение, вежливость и тактичность? Если в уважение вкладывается не внешнее соблюдение формальности, а внутренняя позиция по отношению к другому человеку, то общим эту триаду делает его основание – уважение. Вежливость и тактичность проявляют себя как внешние формы уважения. Единство уважения, вежливости и тактичности – это наше отношение к друг другу, к делам, поступкам, поведению. Будет ли это единство носить формальный характер или иметь под собой весомые критерии – выбирать каждому из нас.