Чтение. Прочитайте два текста и выполните задания.
Текст 1
Мы вошли в класс, она закрыла дверь и села за рояль.
- Слушай, Войтек. Я хочу тебе сыграть свою самую любимую вещь. Интересно, понравится тебе?
И она заиграла ту самую мелодию, которая так мучила меня.
- Знаешь, что это? Эту музыку написал Бетховен для одной молодой девушки. Называется
«К Элизе».
Да, это была та самая вещь, которую мне хотелось услышать больше всего на свете. И Альдона играла ее для меня - в точности, как я мечтал когда-то. Для меня одного. Не знаю, как она выглядела, эта Элиза, но я почему-то думал, что она была похожа на Альдону и, наверное, так же сосредоточенно нажимала на клавиши, роняя на лоб непослушную прядь...
...Из школы мы шли молча. Мне было почему-то грустно. Встреча с Альдоной что-то изменила во мне. Она, конечно, уедет. Но зато теперь со мной навсегда останется музыка Бетховена.
Войцех Вишневский
[http://music-fantasy.ru/content/devochka-za-royalem]
Текст 2
Фортепианную миниатюру «К Элизе» можно по праву назвать самым известным произведением Бетховена. Чем же обусловлена такая популярность? Прежде всего, это связано с широким использованием пьесы при обучении игре на фортепиано. Она входит в обязательную программу в музыкальных школах. Кроме того, красивое, звучное и в то же время не сложное произведение не могло остаться незамеченным и сразу же полюбилось публикой.
Кому посвящена эта пьеса? Канадская исследовательница Рита Стеблин, изучив имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об ученице подопечной маэстро Терезы Малфатти – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе посвятил этой ученице пьесу.
[http://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/k-elize]
2. Сравните два текста, определив в них:
цель;
целевую аудиторию;
жанр текстов
стиль;
языковые особенности СОЧ
Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие.
Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные тысячи человечески жизней и приблизить долгожданный День Победы.
В словаре Ожегова даётся такое определение: «Радуга - разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра)». Увы, ты не сможешь пройтись по ней.
Радуга – это природное оптическое явление. Она даёт уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света в спектр. Я расскажу, как образуется радуга.
Она всегда возникает после дождя. Где-то между Солнцем и наблюдателем ещё идёт дождь. Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах, и лучи разного цвета выходят из капель под различными углами. Если дождевые капли крупные (диаметром 1—2 мм), то радуга очень яркая, в ней хорошо видны полосы. Если капли поменьше, радуга кажется блеклой, размытой. Когда Солнце поднимается выше 42 градусов над горизонтом, то радуга с поверхности Земли не видна. Последовательность цветных полос всегда одинакова: внутри дуги находится фиолетовая полоса, которая переходит сначала в синюю, голубую, затем в зеленую, желтую, оранжевую и, наконец, красную, образующую дугу с внешней стороны.
Цвета радуги по порядку выглядят так: красный; оранжевый; жёлтый; зелёный; голубой; синий; фиолетовый. Легко запомнить правильную последовательность даже ребёнку в первом классе можно при фраз-подсказок, в которых каждое слово начинается с той же буквы, что и название цвета: Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Листопад – это явление природы, при котором наблюдается отделение листвы от ветвей древесных и кустарниковых видов, вызванное сезонными климатическими изменениями (осенним похолоданием, летними засухами), особенностями развития растения, поражением вредителями или инфекцией, воздействием химикатов, снижением питательности грунта.
Листопад
Явление характерно для всех растений, даже для тех, что произрастают в тропических областях и называются вечнозелеными. У вечнозеленых видов листья опадают поочередно, сразу заменяются новыми, поэтому процесс визуально незаметен. Листопадные виды теряют листву разом в определенный сезон. В тропиках растения остаются без зеленого покрова всего несколько суток или не остаются вообще, а в умеренных широтах деревья стоят голыми 7 – 9 месяцев.
Как происходит листопад
Механизм листопада сложный, состоит из нескольких этапов, начинается задолго до того, как с ветки упадет первый лист.
Древесные и кустарниковые виды начинают подготовку к зиме уже в августе. Схема листопада следующая:
в основании листа образуется пробковая перегородка, разрывающая соединение между листовой пластиной и побегом;
перегородка постепенно расширяется;
некоторое время лист держится при водоносных капилляров;
лист срывается под воздействием ветра, падает на землю.
Дождь – это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде небольших капель воды. Размер капель составляет от 0,4 до 7 мм. При сильной интенсивности капли соединяются и оседают на землю. Описываемое физическое явление выпадает из смешанных облаков, которые содержат холодные капли воды или кристаллы льда.
На солнце
Осадки в целом состоят из воды, иногда смешиваясь с другими веществами, которые встречаются на пути в процессе круговорота воды в природе. Проще говоря – это та же вода, которая испаряется с поверхности Земли.
Как образуется
Люди часто задаются вопросом, откуда берется дождь. Образование дождя начинается с его зарождения в облаках. Вначале происходит испарение влаги с Земли — с рек и озер, морей, городских луж и других источников. Пар исходит даже с листьев деревьев и с нашего тела. Теплый воздух поднимается ввысь – в процессе отдаления от поверхности Земли воздух становится прохладнее. Возникает противоположный испарению процесс – конденсация. Вода превращается из газообразного состояния в жидкое.
Образование
Облака появляются при столкновении двух масс воздуха с разной температурой. При этом пар в них должен быть близок к переходу из газообразного состояния в твердое.
Формирование капель происходит только в том случае, если в нижних слоях атмосферы вследствие определенной температуры жидкость находится в двух или трех агрегатных состояниях. Когда в облаке становится больше паров переохлажденного воздуха, чем кристаллических капель, при одинаковой температуре 0 °C, переохлажденные пары выдавливают кристаллы льда. При нагреве они тянут за собой пар – вот почему идет дождь.
Объяснение: