Чтение текста. Весенний вечер в лесу.
За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
Вот сам с собою шевельнулся на земле мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.
Много звуков в вечернем лесу.
Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь – витютень.
«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.
Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.
Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.
«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.
«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.
Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.
Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.
Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Содержательный и языковый анализ текста.
- Что описывается в тексте?
- Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (примеры изобразительно-выразительных средств),
- Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки?
- В каком времени употреблены глаголы?
- А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»?
- Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали?
Выполнение заданий:
1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения, записываете номера предложений).
2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения.
3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.
2. б грибы — (гриб - корень; ы - окончание)
грибной — (гриб - корень; н - суффикс; ой - окончание)
грибник — (гриб - корень; н - суф.; ик - суф.)
грибочки —(гриб - корень; очк - суф.; и - окончание)
3. в
4. в
5. а
6. а
7. в
8. в
1. Найди в тексте числительные и запиши их цифрами: 4, 2, 78.
2. Охарактеризуй первое предложение, сделав его синтаксический разбор: В свободное (опред.) время (обст.) он (подлеж.) рисует (сказ.), читает (сказ.) книги (дополнение), играет (сказ.) в хоккей (обст.) с ребятами (дополнение).
3. Выпиши встретившиеся в тексте словарные слова: хоккей, стадион, зоопарк, аккуратно, корзина, хвоя, аромат.
4.Какой одинаковый звук встречается в словах: нарядные, золотой, ночью?[й'].
5. Выпиши из последнего предложения слова с разным количеством букв и звуков, запиши их транскрипцию: снилась [сн'илас]; золотая [залатай'а].
6. Вычисли, сколько рыжиков нашел каждый из грибников? папа - 52, а сын - 26 грибов.
7. Достаточно ли 4 банок для консервации грибов, если в каждую закладывать по 18 рыжиков? Да.
8. Грибники вышли из дома в 6 часов 20 минут. До леса и обратно они шли 25 минут. В поисках грибов отец и сын км со скоростью 2 км/ч. В середине пути у них был привал 20 минут. В какое время грибники вернулись домой?
1). 8÷2 = 4 часа собирали грибы
2). 4+0,20 = 4,20 пробыли в лесу
3). 4,20+0,25 = 4,45 всего было потрачено времени
4). 4,45+6,20 = 11,05
ответ: вернулись домой в 11 часов 5 минут.
2. б грибы — (гриб - корень; ы - окончание)
грибной — (гриб - корень; н - суффикс; ой - окончание)
грибник — (гриб - корень; н - суф.; ик - суф.)
грибочки —(гриб - корень; очк - суф.; и - окончание)
3. в
4. в
5. а
6. а
7. в
8. в
1. Найди в тексте числительные и запиши их цифрами: 4, 2, 78.
2. Охарактеризуй первое предложение, сделав его синтаксический разбор: В свободное (опред.) время (обст.) он (подлеж.) рисует (сказ.), читает (сказ.) книги (дополнение), играет (сказ.) в хоккей (обст.) с ребятами (дополнение).
3. Выпиши встретившиеся в тексте словарные слова: хоккей, стадион, зоопарк, аккуратно, корзина, хвоя, аромат.
4.Какой одинаковый звук встречается в словах: нарядные, золотой, ночью?[й'].
5. Выпиши из последнего предложения слова с разным количеством букв и звуков, запиши их транскрипцию: снилась [сн'илас]; золотая [залатай'а].
6. Вычисли, сколько рыжиков нашел каждый из грибников? папа - 52, а сын - 26 грибов.
7. Достаточно ли 4 банок для консервации грибов, если в каждую закладывать по 18 рыжиков? Да.
8. Грибники вышли из дома в 6 часов 20 минут. До леса и обратно они шли 25 минут. В поисках грибов отец и сын км со скоростью 2 км/ч. В середине пути у них был привал 20 минут. В какое время грибники вернулись домой?
1). 8÷2 = 4 часа собирали грибы
2). 4+0,20 = 4,20 пробыли в лесу
3). 4,20+0,25 = 4,45 всего было потрачено времени
4). 4,45+6,20 = 11,05
ответ: вернулись домой в 11 часов 5 минут.