Чтение ( ) Задание 1. Прочитайте внимательно рассказ В.Сухомлинского В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она показывала деткам большой мир. Этот мир был зеленым и радостным – перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня учила деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир зеленый и поющий многими голосами жучков, бабочек, мотыльков. Гусята были счастливые. Вдруг появились темные тучи, на землю упали первые капли дождя. А потом посыпались крупные, как воробьиные яички, градинки. Гусята прибежали к маме, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Под крыльями было тепло и уютно, гусята слышали, как будто бы откуда-то издалека доносится грохот грома, вой ветра и стук градинок. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крылья. Гусята требовательно запищали: выпускай нас, мама. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Мать тяжело дышала. Но мир вокруг был таким радостным, солнышко сияло так ярко и ласково, жучки, пчелы, шмели пели так красиво, что гусятам почему-то и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И когда один, самый маленький и слабенький гусенок подошел к маме и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» – она тихо ответила: «Все хорошо, мой сын ». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива. http://blog.danilova.ru/novosti/15-korotkih-rasskazov-o-seme.html 1.Определите основную мысль рассказа 2.Разделите текст на смысловые части и составьте простой план.
1. [Лесник___ вывел=== нас на огромную поляну, (ХОТЯ уже был=== поздний=== час___), показал=== звероферму].
придаточное уступки
[ ___ === , ( хотя === ___ ) , === ] .
2. (ЧТОБЫ сделать=== что-нибудь великое), [нужно=== все силы души устремить=== в одну точку].
придаточное цели
( Чтобы === ) , [ === ] .
3. [Приглушёнными=== были=== голоса___ ручьёв], (СЛОВНО они___ только ещё разучивали=== свои песни).
придаточное сравнительное
[ === ___ ] , ( словно ___ === ) .
4. [Сколько раз я___ уже убеждался=== ], (ЧТО ничто___ хорошее не повторяется=== ).
придаточное изьяснительное
[ ___ === ] , ( что ___ === ) .
5. [Песчаная дорога___ ведёт=== к мостику], (под КОТОРЫМ сочится=== и журчит=== невидимая речка___) .
придаточное определительное
[ ___ === ] , ( === и === ___ ) .
6. [Движение___ по шоссе замедлилось=== ], (ПОТОМУ ЧТО стоял___ густой туман=== ).
придаточное причины
[ ___ === ] , ( потому что === ___ ) .
7. [Весной иволга___ появляется=== поздно], (КОГДА рощи___ уже одеты=== листвой).
придаточное времени
[ ___ === , ( когда ___ === ) .
8. [Я___ приехал=== туда], (КУДА меня направили=== ).
придаточное места
[ ___ === ] , ( куда === ) .
9. [Он___ писал=== всюду], (ГДЕ заставала=== его жажда___ писать).
придаточное места
[ ___ === ] , ( где === ___ ) .
10. [Зной___ всё увеличивался=== ], (ТАК ЧТО становилось=== тяжело=== дышать=== ).
придаточное следствия
[ ___ === ] , ( так что === ) .
11. [Я___ приехал=== затем], (ЧТОБЫ объясниться===).
придаточное цели
[ ___ === ] , ( чтобы === ) .
12. [Я___ пригласил=== вас, господа с тем], (ЧТОБЫ сообщить=== пренеприятнейшее известие).
придаточное цели
[ ___ === ] , ( чтобы === ) .
13. [На улице было=== почти везде грязно=== ], (ХОТЯ дождь === ещё вчера вечером).
придаточное уступки
[ === ] , ( хотя ___ === ) .
14. [Князь___ Василий___ говорил=== всегда лениво], (КАК актер___ говорит=== роль старой пьесы).
придаточное сравнительное
[ ___ === ] , ( как __' === ) .
1) Генная инженерия - совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК.
2) Это повествование , так как в тексте нет ничего побудительного и рассуждающего , тут только описывают , что такое генная инженерия , когда она была создана и зачем . И тут рассказывается о тех временам , когда она использовалась .