Что сделаешь? что будешь делать? Сделай вывод: На конце глаголов 2-го лица единствен- Наст. вр. видишь поздравишь Буд. вр. будешь писать ного числа в... и ... времени пишется ... . 3. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы на стоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа Запиши глаголы парами. Выдели личные окончания. Звонить - звонишь, позвонишь, будешь звонить , пать - ..., ..., цвести ..., ..., стучать - ... пыть - ..., ; лететь , ..., neteTb - ..., .. 4. Собери и запиши пословицы. Объясни их смысл. Что посее
По моему мнению, В. И. Даль говорил о могуществе слова, о силе его воздействия на человека. Слово вдохновляет и окрыляет, а иногда оскорбляет и разочаровывает. В нем, как и в самом человеке, есть свой смысл, тайна, предназначение. Приведу примеры из текста Э. Сетон-Томпсона.
Во-первых, эпитет «благоговейным» (восторгом) из предложения 11 не только несет свой особый смысл, но и радует, «окрыляет» читателей, оживляет и делает эмоциональнее текст.
Во-вторых, в своем монологе (предложение 27) Ян называет несчастного оленя «жертвой». Это слово очень красочно характеризует жизнь бедного животного, постоянно преследуемого охотником; оно сильно воздействует на читателей, вызывая сочувствие и жалость.
Таким образом, могу сделать вывод: прав был В. И. Даль, утверждавший, что « …в слове « не менее жизни, как и в самом человеке…»».
Карточка № 1 Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил: "Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."
А: "П".
2. "Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, - сказал однажды Александр Македонский. - От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить."
"П, - а. - П".
3. Чайковский утверждал: "Для творчества необходимо не только вдохновение, но и труд".
А: "П".
4. "Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума", - сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
"П", - а.
5. "Достойная смерть, - писал древнеримский историк Тацит, - лучше постыдной жизни".
"П, - а, - п".
6. "Я знаю только то, что ничего не знаю," - часто повторял древнегреческий философ Сократ. - Другие даже и этого не знают".
"П, - а. - П".
Задание 2: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. "Копаясь в старых бумагах, - взволнованно сказал дед Максим, - я нашел интереснейшие письма".
2."Где начинается наша река? - спросил учитель географии, наш экскурсовод. - Надо обязательно добраться до ее истоков".
3."Тише! Слышите, как заливается соловей?" - неожиданно перебил наш разговор любознательный Ваня.
Карточка № 2. Расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6
1. Я только что начал писать новую главу романа, но вдруг свет погас, и в комнате стало темно.
2. К счастью, мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет, чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его: "Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?"
4. "Знаю, - ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили? "
5. "Может быть, вы скажете, - продолжал я, - какой это инструмент? "
6." Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини, - сказал на прощание монтер. - Сегодня был Моцарт".
Схемы:
3. А: "П?"
4. "П, - а, - п?"
5. "П, - а, - п".
6."П, - а. - П".
Объяснение: нужно помнить, что постановка знаков препинания в подобных предложениях зависит от того, где находится прямая речь по отношению к словам автора.
По моему мнению, В. И. Даль говорил о могуществе слова, о силе его воздействия на человека. Слово вдохновляет и окрыляет, а иногда оскорбляет и разочаровывает. В нем, как и в самом человеке, есть свой смысл, тайна, предназначение. Приведу примеры из текста Э. Сетон-Томпсона.
Во-первых, эпитет «благоговейным» (восторгом) из предложения 11 не только несет свой особый смысл, но и радует, «окрыляет» читателей, оживляет и делает эмоциональнее текст.
Во-вторых, в своем монологе (предложение 27) Ян называет несчастного оленя «жертвой». Это слово очень красочно характеризует жизнь бедного животного, постоянно преследуемого охотником; оно сильно воздействует на читателей, вызывая сочувствие и жалость.
Таким образом, могу сделать вывод: прав был В. И. Даль, утверждавший, что « …в слове « не менее жизни, как и в самом человеке…»».
ответ: Прямая речь ( проверочная работа).
Карточка № 1 Расставить знаки препинания. Записать схему прямой речи. Подчеркнуть в словах автора глаголы "говорения" или слова, сопровождающие речь, обозначающие процесс речи, мышления.
1. Первый великий учитель русской литературы Михаил Ломоносов говорил: "Смутно пишут о том, что смутно себе представляют."
А: "П".
2. "Защити меня, Боже, от фальшивых друзей, - сказал однажды Александр Македонский. - От явных моих врагов я и сам сумею себя защитить."
"П, - а. - П".
3. Чайковский утверждал: "Для творчества необходимо не только вдохновение, но и труд".
А: "П".
4. "Кого Бог хочет наказать, того сначала лишает разума", - сокрушался древнегреческий писатель Еврипид.
"П", - а.
5. "Достойная смерть, - писал древнеримский историк Тацит, - лучше постыдной жизни".
"П, - а, - п".
6. "Я знаю только то, что ничего не знаю," - часто повторял древнегреческий философ Сократ. - Другие даже и этого не знают".
"П, - а. - П".
Задание 2: придумать и вставить в данные предложения слова автора так, чтобы в 1-м и во 2-м примерах слова автора разрывали прямую речь, в 3-м стояли в конце, а в 4-м - в начале предложения.
Уточнение: слова автора должны эмоционально соответствовать смыслу прямой речи и содержать некоторую информацию об авторе.
1. "Копаясь в старых бумагах, - взволнованно сказал дед Максим, - я нашел интереснейшие письма".
2."Где начинается наша река? - спросил учитель географии, наш экскурсовод. - Надо обязательно добраться до ее истоков".
3."Тише! Слышите, как заливается соловей?" - неожиданно перебил наш разговор любознательный Ваня.
4. "Ну, барин, беда: буран!" - восклицает ямщик, погоняя лошадей. (П.)
Карточка № 2. Расставить знаки препинания в предложениях, запишите схемы предложений 3,4,5,6
1. Я только что начал писать новую главу романа, но вдруг свет погас, и в комнате стало темно.
2. К счастью, мой сосед был электромонтером и быстро вернул мне свет, чтобы я мог дослушать телевизионный концерт классической музыки.
3. Я спросил его: "Между прочим, вы знаете, кто такой Паганини?"
4. "Знаю, - ответил он, - композитор. А почему вы об этом спросили? "
5. "Может быть, вы скажете, - продолжал я, - какой это инструмент? "
6." Обязательно послушайте концерт завтра: будут передавать Паганини, - сказал на прощание монтер. - Сегодня был Моцарт".
Схемы:
3. А: "П?"
4. "П, - а, - п?"
5. "П, - а, - п".
6."П, - а. - П".
Объяснение: нужно помнить, что постановка знаков препинания в подобных предложениях зависит от того, где находится прямая речь по отношению к словам автора.