я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа а.с. пушкина «евгений онегин» – « крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
деепричастный оборот «снег почуя» понять действие лошадки. она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
таким образом, пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. с их достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся зимы.
образец 2
я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы м.ю. лермонтова «мцыри», и вот что мне удалось установить.
в деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его поэт оценивает действие виноградных лоз.
деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
я исследовал фрагмент из рассказа и.с. тургенева «бежин луг». этот текст является повествованием. вот почему в данном отрывке глаголы и деепричастия.
глаголы писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
зримые образы лошади и рыжего космача тоже создать деепричастия. с деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
все больше машин приходит на человеку. и кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. именно об этом мечтает мой знакомый фома. уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!
однажды фома решил нарисовать своего робота и попробовать его собрать. когда рисунок был готов, фома показал его мне. я увидел изображение железного человека, но вместо головы у него был нарисован чайник, а вместо ног - колесики от пылесоса. у робота был металлический корпус в форме цилиндра, а его руки были похоже на два тонких шнура.
фома предложил мне:
- давай попробуем собрать!
- интересно! пусть нам удастся его соорудить, а как ты собираешь его запрограммировать. нужны специальные микросхемы и процессора. а у тебя по информатике и тройка в четверти.
- не знаю, я об этом не думал!
на лице фомы отразилось разочарование. мы с ним дружим с первого класса. он так и остался озорным рыжеволосым мальчиком с большими голубыми глазами и мелкими веснушками.
- жаль, даже чтобы собрать робота, который будет делать вместо меня уроки и убираться в комнате, нужно самому хорошо учиться.
я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа а.с. пушкина «евгений онегин» – « крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.
деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
деепричастный оборот «снег почуя» понять действие лошадки. она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
таким образом, пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. с их достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся зимы.
образец 2
я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы м.ю. лермонтова «мцыри», и вот что мне удалось установить.
в деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его поэт оценивает действие виноградных лоз.
деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.
я исследовал фрагмент из рассказа и.с. тургенева «бежин луг». этот текст является повествованием. вот почему в данном отрывке глаголы и деепричастия.
глаголы писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
зримые образы лошади и рыжего космача тоже создать деепричастия. с деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.
горе-мечтатель
все больше машин приходит на человеку. и кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. именно об этом мечтает мой знакомый фома. уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!
однажды фома решил нарисовать своего робота и попробовать его собрать. когда рисунок был готов, фома показал его мне. я увидел изображение железного человека, но вместо головы у него был нарисован чайник, а вместо ног - колесики от пылесоса. у робота был металлический корпус в форме цилиндра, а его руки были похоже на два тонких шнура.
фома предложил мне:
- давай попробуем собрать!
- интересно! пусть нам удастся его соорудить, а как ты собираешь его запрограммировать. нужны специальные микросхемы и процессора. а у тебя по информатике и тройка в четверти.
- не знаю, я об этом не думал!
на лице фомы отразилось разочарование. мы с ним дружим с первого класса. он так и остался озорным рыжеволосым мальчиком с большими голубыми глазами и мелкими веснушками.
- жаль, даже чтобы собрать робота, который будет делать вместо меня уроки и убираться в комнате, нужно самому хорошо учиться.
выходит, даже с роботом без учения не обойтись.