Характер - это неразрывное целое. но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. в этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. д. и. писарев писал: "характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. как утверждал в. гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". в целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. и прежде всего то, насколько у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. человек, этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. принципиальность - одно из ценных личностных качеств, характеру деятельную направленность. волевые черты характера. под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы общему делу, , конечно совершенно различными психологическими качествами". по волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, большой выдержкой, мужественны и смелы. людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.
Класс: просторная комната с высоким потолком, стены и пол из струганых досок, ряды парт, напротив парт- доска; географическая карта и таблицы на стене, к потолку подвешена керосиновая лампа, в углу – иконы… Дети: занимаются с увлечением, не замечают стоящего у дверей мальчика…освещены солнечным светом Краски: не очень яркие, преобладают коричневые, серые тона…
Мальчик:одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти…
Класс: просторная комната с высоким потолком, стены и пол из струганых досок, ряды парт, напротив парт- доска; географическая карта и таблицы на стене, к потолку подвешена керосиновая лампа, в углу – иконы…
Дети: занимаются с увлечением, не замечают стоящего у дверей мальчика…освещены солнечным светом
Краски: не очень яркие, преобладают коричневые, серые тона…
Мальчик:одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти…