Цифровой диктант.
Определите местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой .
1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное
А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.
Опять на то же место вышла.
Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!
В такую ночь невозможно уснуть.
Ну да нечего делать не воротишь.
Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.
Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
Выборочный диктант.
Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в три колонки, графически обозначая условия написания.
Беседовал кое с кем, ничем не интересуется, что-то зазвенело, кое-кого не было, никаких препятствий, кто-нибудь встретит, никто не замечает, ни у кого не вызывал восхищения, к кому-то принесли, нечего раздражаться, ни с кем не говорил.
Ребята, местоимения употребляются в художественных произведениях, в пословицах, но в разговорной речи мы употребляем местоимения чаще всего.
И иногда неверно. Поэтому при устных ответах, в разговоре мы всегда должны следить за тем, как и что мы говорим, особенно, как мы употребляем местоимения.
Перед вами предложения, в которых есть речевые недочёты. Ваша задача исправить эти недочёты и переписать предложения в исправленном виде.
Девочка увидела свою собаку, которую долго искала. Она обрадовалась и завиляла хвостом. (девочка или собака)
Коля передать Вите, что он приглашён на день рождения. (Коля или Витя)
Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с него шкуру. (с медведя или с Дубровского)
Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх. (голову или шапку)
Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.
Какова роль местоимений?
- Местоимения очень работящие и разносторонние. Они употребляются в устной и письменной речи. Они могут заменять одушевленные и неодушевленные имена существительные, собственные и нарицательные. Местоимения есть в разных языках. Местоимения создают много удобств в речи, экономят время, разнообразят речь местоимениям отыскать свои дома.
Прочитайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но н...чего не сказал.
Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в к...тором решили искупаться. Тот, к...торый получил пощёчину, едва не утонул, а друг его Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг мне жизнь».
Первый с его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто (нибудь) нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто(либо) делает что(то) хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы н...какой ветер не смог бы стереть это. ( Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне! И пусть тебе будет легко и светло...)
Коммуникативная ситуация.
- Любое представление начинается с приобретения билета. Не будем отступать от правила!
- Послушайте диалог.
У кассы
- Ты послушай, дай билет!
- Ваше вежливое слово!
- У меня такого нет.
- Ах, у Вас такого нет? Не получите билет!
- Что было не соблюдено в диалоге?
- Что такое “этикет”?
- Не случайно на нашем уроке встретились местоимения и этикет. Посмотрите, какие правила этикета нарушил покупатель?
- Когда уместно употребление местоимения “ты”?
Употребление местоимений
Уместно
Ты, твой
- По отношению к хорошо знакомому человеку.
- В неофициальной обстановке, при дружеских отношениях.
- По отношению к равному или младшему.
Вы, ваш
- По отношению к незнакомому человеку.
- В официальной обстановке.
- При подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку.
Задание: Написать сказку «В гостях у местоимений» или «Путешествие по стране Местоимений».
-блест-//-блист-
2. <...> двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича.
-пир-//-пер-
3. <...>Перед домом расстилался густозеленый
луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками.
-стил-//-стел-
4. <...> - Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу,а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем.
-бер-//-бир-
5. <...> - Ага, слуга в барина: каков поп, таков и приход, а малина разве растет у меня на дубах?
-раст-(-ращ-)//-рос-
6. <...> Но прежде просил Кирила Петровичаприехать к нему в гости с Марьей Кириловной - и гордый Троекуров обещался, ибо, взяв в уважение княжеское достоинство, две звезды и 3000 душ родового имения, он до некоторой степени почитал князя Верейского себе равным.
-равн-//-ровн-
7. <...> Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты".
-мер-//-мир-
8. <...> Двери отворились, иАнтон Пафнутьич Спицын, толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую кланяясь, улыбаясь, и уже собираясь извиниться...
-клан-//-клон-
2.4 смысловых части: озеро, глаза, берёзы, облака.
3.Связь параллельная.
4.Лексические средства связи предложений: повтор (озеро),сравнительные обороты (точно золотом), , синонимы (солнце - оно), антонимы (потемнеет - сияет), грамматические - синтаксический параллелизм (Облако пройдёт - озеро ... заблестит).
5.Стиль художественный: жанр - роман, образность (алмазные, изумрудные искры), единство темы передаётся за счёт а)лексич.средств выразительности:употребление синонимов, антонимов; б) морфологических ср.:насыщенность текста глаголами, употр. причастий, конструкции с именит.падежом; в)ср.-в худож. выразительности, характерных для худож. стиля: тропы (эпитеты -алмазные, изумрудные, лёгкие;метафоры - березы купали); г) стилистич. фигур: антитеза (потемнеет - сияет); д)звуковых образных средств:аллитерации (употр.слов со звуком [з ]; е) синтаксич.ср.-ва выразит.-сти: а)преобладание повествовательных предложений, б) полных предл.-ний, в) двусоставных предл.-й, г) употребл. соединительных союзов, бессоюзия для связи сложных предл.-й.
:6.Тема текста: описание утреннего озера.Единство темы передается за счёт средст языка п.5.
7.Основная мысль текста - прекрасное утро на озере.