ЦВЕТЫ – ЧАСЫ Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определённому «расписанию». Это зависит от того, какие насекомые – дневные или ночные – их опыляют.
Как только посветлеет на востоке небо, начинается «пробуждение» дневных цветов. Первым открывает лепестки жёлтый козлобородник. За ним раскрывают широкие лепестки шиповник, мак.
Цветы, рано раскрывшие свои венчики, обычно первыми и «засыпают». В три часа дня многие цветы уже стоят с закрытыми венчиками.
Вот кончается летний день. Начинают оживать другие цветы. На клумбе, залитой лунным светом, мы видим душистый табак с белыми крупными цветами. А ведь недавно, два-три часа назад, он стоял незаметным, не имел запаха. Даже самые трудолюбивые насекомые – пчёлы и шмели – пролетали мимо, не замечая его цветов.
Почти все ночные цветы имеют белую окраску, очень сильный, приятный запах. Это понятно. Только белые цветы хорошо видны ночью насекомым, которые их опыляют. А сильный запах указывает им путь. Значит, «пробуждение» и «сон» цветов в определённое время дня и ночи – одно из средств при растения к насекомым, опыляющим их.
1. Какие дневные и ночные цветы растут у вас на родине?
2. Образуйте глаголы от прилагательных красный, розовый, тёмный, бледный, синий, белый.
Например: светлый → светлеть.
Какое значение имеют образованные глаголы?
3. Разберите по составу прилагательное трудолюбивый. Приведите примеры аналогичных прилагательных.
4. Определите значение приставки в глаголах: оживать – заживать, открывать – раскрывать
5. Составьте предложения с глаголами:
опылять – опыляться
раскрывать – раскрываться
начинать – начинаться
6. Обратите внимание на конструкцию с несогласованным определением. Поставьте вопросы к выделенным словам:
1) Цветы с закрытыми венчиками.
2) Цветы с приятным запахом.
3) Табак с белыми крупными цветами.
7. Придумайте предложения, используя в сказуемом выражение один (одна, одно, одни) из …
Например: Пробуждение и сон цветов в определённое время – одно из средств при растения к насекомым, опыляющим их.
1. Найдите в тексте причастные обороты и замените их придаточным предложением с союзным словом который.
2. Выполните синтаксический разбор предложения: Даже самые трудолюбивые насекомые – пчёлы и шмели – пролетали мимо, не замечая его цветов.
шутя ,молча,не хотя.
з этого параграфа мы узнаем, как обособляются добавочные сказуемые – обстоятельства. но не все, а только такие, которые выражены одиночными деепричастиями. )
одиночные деепричастия просят от вас совсем не многого. но просят настойчиво: обособляйте нас.
вот три варианта обособления:
1. если одиночное деепричастие находится в начале предложения, запятая ставится после деепричастия: улыбаясь, любое дело мы делаем легче и лучше.
2. если одиночное деепричастие находится в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон: любое дело мы, улыбаясь, делаем легче и лучше.
3. если одиночное деепричастие находится в конце предложения, запятая ставится перед деепричастием: любое дело мы делаем легче и лучше, улыбаясь.
однако иногда деепричастия теряют право выделяться запятыми.
прочитайте следующие словосочетания: читать лежа, слушать молча, работать сидя, переходить улицу не спеша, отвечать нехотя, решить шутя и др.
понятно, что, когда решают шутя, никто при этом не шутит, а просто делается это с легкостью. шутя здесь никакое не деепричастие, а наречие. точнее, это – деепричастие, перешедшее в наречие. к таким словам нельзя задать вопрос что делая? , так как они не обозначают добавочного действия, а только показывают, как, каким образом совершаются действия, выраженные глаголами.
итак, одиночные деепричастия на письме обособляются. деепричастия, перешедшие в наречия (лежа, молча, стоя, сидя, шутя, нехотя, не спеша, не торопясь и др.) , не обособляются.
нравится