В тексте представлены различные виды подчинительных связей. Разберем их по очереди и выделим по два словосочетания для каждого вида связи.
1. Словосочетания с союзом "что":
- "то, что Февраль был на исходе" - в данном случае подчинительное предложение "что Февраль был на исходе" является подчиненным в отношении главного предложения "Дожди становились всё реже". Союз "что" вводит причину или обстоятельства, описывая, почему дожди становились реже.
- "что не давали опомниться" - это подчинительное предложение "что не давали опомниться" является подчиненным в отношении главного предложения "Разряды атмосферного электричества были так часты". Союз "что" вводит причину и объясняет, почему разряды были частыми.
2. Словосочетания с союзом "если":
- "если не давали опомниться" - в этой фразе подчинительное предложение "если не давали опомниться" является условным подчиненным. Оно обозначает условие, в котором разряды не дают возможности опомниться.
- "если над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа" - это подчинительное предложение "если над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа" также является условным подчиненным. Оно указывает условие, при котором над головой происходят нагромождения.
3. Словосочетания с союзом "как":
- "как сыромятными ремнями" - здесь подчинительное предложение "как сыромятными ремнями" является сравнительным подчиненным. Оно сравнивает дождливые струи с сыромятными ремнями.
- "как змеевидными лентами" - в данной фразе подчинительное предложение "как змеевидными лентами" также является сравнительным подчиненным. Оно сравнивает огненные вспышки с змеевидными лентами.
4. Словосочетания с союзом "чтобы":
- "чтобы ответ был понятен школьнику" - подчинительное предложение "чтобы ответ был понятен школьнику" является целевым подчиненным. Оно указывает цель, при которой ответ станет понятен школьнику.
- "чтобы выдать максимально подробный и обстоятельный ответ" - это подчинительное предложение "чтобы выдать максимально подробный и обстоятельный ответ" также является целевым подчиненным. Оно указывает цель, которую нужно достичь для выдачи подробного и обстоятельного ответа.
5. Словосочетания с союзом "пока":
- "пока данное подчинительное предложение отсутствует в тексте" - здесь подчинительное предложение "пока данное подчинительное предложение отсутствует в тексте" является временным подчиненным. Оно указывает, что данная ситуация будет осуществляться вплоть до появления подчинительного предложения.
- "пока шквалы срываются с гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара" - это подчинительное предложение "пока шквалы срываются с гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара" также является временным подчиненным. Оно указывает, что данная ситуация будет длиться до момента, когда шквалы перестанут срываться.
Таким образом, в тексте мы выделили по два словосочетания для каждого вида подчинительной связи и подробно разобрали каждое из них, объяснив, какой вид подчинительной связи в каждом случае использован.
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться. Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
2. Темнело и сбоку несло речным холодом.
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
Теперь найдем ССП (самостоятельные простые предложения) с несколькими придаточными:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться. Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости. - В этом предложении присутствует два самостоятельных простых предложения: "Я ни на минуту не заставлял его дожидаться" и "Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости".
Теперь выполним синтаксический разбор предложений:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться.
- Я - подлежащее;
- ни на минуту - обстоятельство времени;
- не - отрицание;
- заставлял - сказуемое;
- его - дополнение;
- дожидаться - инфинитив;
Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
- Тотчас - обстоятельство времени;
- сел - сказуемое;
- на лошадь - дополнение;
- и - союз;
- мы - подлежащее;
- выехали - сказуемое;
- за ворота крепости - обстоятельство места.
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
- Умение - сказуемо-именное предложение;
- сказать - инфинитив;
- именно то, что нужно - дополнение, состоящее из нескольких придаточных определительных предложений;
- и - союз;
- именно так, чтобы нас слушали и понимали - дополнение, состоящее из нескольких придаточных целевых предложений;
- без сомнения - обстоятельство;
- великое умение - подлежащее;
- которое дается очень немногим - придаточное определительное предложение;
- и которым никто не имеет права пренебрегать - придаточное условное предложение.
Составим схему предложений:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться.
- Я
- ни на минуту
- не заставлял
- его
- дожидаться
Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
- Тотчас
- сел
- на лошадь
- и
- мы
- выехали
- за ворота крепости
2. Темнело и сбоку несло речным холодом.
- Темнело
- и
- сбоку
- несло
- речным
- холодом
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
- Умение
- сказать
- именно то, что нужно
- и
- именно так, чтобы нас слушали и понимали
- без сомнения
- великое умение
- которое дается очень немногим
- и которым никто не имеет права пренебрегать
Это подробное решение и схема помогут школьнику разобраться в данной задаче и правильно выполнить задание.
1. Словосочетания с союзом "что":
- "то, что Февраль был на исходе" - в данном случае подчинительное предложение "что Февраль был на исходе" является подчиненным в отношении главного предложения "Дожди становились всё реже". Союз "что" вводит причину или обстоятельства, описывая, почему дожди становились реже.
- "что не давали опомниться" - это подчинительное предложение "что не давали опомниться" является подчиненным в отношении главного предложения "Разряды атмосферного электричества были так часты". Союз "что" вводит причину и объясняет, почему разряды были частыми.
2. Словосочетания с союзом "если":
- "если не давали опомниться" - в этой фразе подчинительное предложение "если не давали опомниться" является условным подчиненным. Оно обозначает условие, в котором разряды не дают возможности опомниться.
- "если над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа" - это подчинительное предложение "если над головою происходят нагромождения каменных утёсов и железа" также является условным подчиненным. Оно указывает условие, при котором над головой происходят нагромождения.
3. Словосочетания с союзом "как":
- "как сыромятными ремнями" - здесь подчинительное предложение "как сыромятными ремнями" является сравнительным подчиненным. Оно сравнивает дождливые струи с сыромятными ремнями.
- "как змеевидными лентами" - в данной фразе подчинительное предложение "как змеевидными лентами" также является сравнительным подчиненным. Оно сравнивает огненные вспышки с змеевидными лентами.
4. Словосочетания с союзом "чтобы":
- "чтобы ответ был понятен школьнику" - подчинительное предложение "чтобы ответ был понятен школьнику" является целевым подчиненным. Оно указывает цель, при которой ответ станет понятен школьнику.
- "чтобы выдать максимально подробный и обстоятельный ответ" - это подчинительное предложение "чтобы выдать максимально подробный и обстоятельный ответ" также является целевым подчиненным. Оно указывает цель, которую нужно достичь для выдачи подробного и обстоятельного ответа.
5. Словосочетания с союзом "пока":
- "пока данное подчинительное предложение отсутствует в тексте" - здесь подчинительное предложение "пока данное подчинительное предложение отсутствует в тексте" является временным подчиненным. Оно указывает, что данная ситуация будет осуществляться вплоть до появления подчинительного предложения.
- "пока шквалы срываются с гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара" - это подчинительное предложение "пока шквалы срываются с гористых вершин и крутых берегов Мадагаскара" также является временным подчиненным. Оно указывает, что данная ситуация будет длиться до момента, когда шквалы перестанут срываться.
Таким образом, в тексте мы выделили по два словосочетания для каждого вида подчинительной связи и подробно разобрали каждое из них, объяснив, какой вид подчинительной связи в каждом случае использован.
Спишем предложения, расставляя знаки препинания:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться. Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
2. Темнело и сбоку несло речным холодом.
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
Теперь найдем ССП (самостоятельные простые предложения) с несколькими придаточными:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться. Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости. - В этом предложении присутствует два самостоятельных простых предложения: "Я ни на минуту не заставлял его дожидаться" и "Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости".
Теперь выполним синтаксический разбор предложений:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться.
- Я - подлежащее;
- ни на минуту - обстоятельство времени;
- не - отрицание;
- заставлял - сказуемое;
- его - дополнение;
- дожидаться - инфинитив;
Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
- Тотчас - обстоятельство времени;
- сел - сказуемое;
- на лошадь - дополнение;
- и - союз;
- мы - подлежащее;
- выехали - сказуемое;
- за ворота крепости - обстоятельство места.
2. Темнело и сбоку несло речным холодом.
- Темнело - сказуемое;
- и - союз;
- сбоку - обстоятельство места;
- несло - сказуемое;
- речным - обстоятельство способа;
- холодом - дополнение.
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
- Умение - сказуемо-именное предложение;
- сказать - инфинитив;
- именно то, что нужно - дополнение, состоящее из нескольких придаточных определительных предложений;
- и - союз;
- именно так, чтобы нас слушали и понимали - дополнение, состоящее из нескольких придаточных целевых предложений;
- без сомнения - обстоятельство;
- великое умение - подлежащее;
- которое дается очень немногим - придаточное определительное предложение;
- и которым никто не имеет права пренебрегать - придаточное условное предложение.
Составим схему предложений:
1. Я ни на минуту не заставлял его дожидаться.
- Я
- ни на минуту
- не заставлял
- его
- дожидаться
Тотчас сел на лошадь и мы выехали за ворота крепости.
- Тотчас
- сел
- на лошадь
- и
- мы
- выехали
- за ворота крепости
2. Темнело и сбоку несло речным холодом.
- Темнело
- и
- сбоку
- несло
- речным
- холодом
3. Умение сказать именно то, что нужно, и именно так, чтобы нас слушали и понимали, без сомнения великое умение, которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
- Умение
- сказать
- именно то, что нужно
- и
- именно так, чтобы нас слушали и понимали
- без сомнения
- великое умение
- которое дается очень немногим
- и которым никто не имеет права пренебрегать
Это подробное решение и схема помогут школьнику разобраться в данной задаче и правильно выполнить задание.