Даль не словарь живого языка составлял – толковый словарь. Даль, кажется7, первый и применил к словарю определение «толковый»: «Толковый словарь – дающий какое-либо толкованье, объясняющий производство слов». Даль шутил: словарь не потому назван толковым, что мог получиться и бестолковым2, а потому, что слова растолковываются, словарь их растолковывает – «объясняет подробности слов и понятий, им подчиненных».
Объяснять слова – нелегкое занятие. Даль боялся пустых мудрствований и навязчивой назидательности: «При объяснении и толковании вообще избегались сухие и бесплодные определения...».
«Общие определения слов и самих предметов и понятий», по суждению Даля, «тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее»...
Даль выстраивал3 ряды синонимов – «однословов», «тождесловов»; ему указывали, что у каждого тождеслова свой оттенок значения, – Даль это и сам понимал: «Перевод одного слова другим очень редко1 может быть вполне точен и верен; всегда есть оттенок значения, и объяснительное слово содержит либо более общее, либо более частное и тесное понятие; но это неизбежно и отчасти исправляется большим числом тождесловов на выбор читателя».
Тонкий оттенок значения слова трудно, а подчас невозможно выявить и в широко3 развернутом определении; цепочка тождесловов поневоле зовет читателя к сопоставлению – тончайший оттенок, который трудно высказать, объяснить вслух, подчас ощущается в сопоставлении... Слово, объясненное «десятком других», оттенок каждого из которых для русского читателя (Даль говорил: для «русского уха») ощутим, становится словно бы объемным.
(В. Порудоминский)
1. Почему Даль называет синонимы тождесловами? Приведите примеры синонимов, чтобы доказать, что синонимы – очень часто «то же, да не то же».
2. Объясните значение слов: назидательность, бесплодный, мудреный.
3. Докажите, что слово толковый является многозначным.
4. Выпишите из текста слова, являющиеся однокоренными со словом толковый, обозначьте корень.
5. Запишите второй и третий абзацы, подчеркните грамматические основы предложений.
6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.
7. Сравните: трудно объяснить – объяснение трудно; предмет проще – говорите проще. Какими частями речи являются выделенные слова?
8. Покажите на примерах, что прием сопоставления, сравнения при изучении языка.
9. Сделайте разбор: под цифрой «1» - фонетический разбор (транскрипция, звуки и их характеристика); под цифрой «2» - морфемный разбор, под цифрой «3» - морфологический разбор; под цифрой «7» - пунктуационный разбор предложения.
Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гоголя, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жалости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, а насмешку или даже презрение. Почему? Потому что в трактовке этой темы, как и во всем своем творчестве, Чехов переключил внимание со среды на личность. У предшественников Чехова даже не вставало вопроса о том, кто виноват в унижении и умалении человека, ответ был ясен и однозначен — социальная среда. У Чехова же сам человек прежде других виноват в том, что он маленький, потому что слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о естественной человеческой гордости, потому что ради выгоды, престижа, прибавки к жалованию, а то и просто так, на всякий случай, готов унижать сам себя. Вот, например, рассказ «Толстый и тонкий». Ситуация, использованная многими писателями задолго до Чехова — встреча двух чиновников разного ранга, которые у Чехова оказываются друзьями детства. Казалось бы, можно ожидать, что старший по чину («Толстый») не признает своего бывшего друга, начнет перед ним важничать, а то и унижать его и т.п. Но ничего подобного, все как раз наоборот. «Толстый» искренне рад видеть приятеля, с удовольствием предается воспоминаниям и даже не думает о разнице в их положении, пока сам «Тонкий» ему об этом не напоминает. Но каково же поведение «Тонкого»? Вот он-то и есть подлинный «герой» рассказа. Узнав, что его бывший приятель уже дослужился до статского генерала, он начинает всячески лебезить, подлизываться, унижаться, меняется даже сам тон его речи, становясь почтительно-подобострастным. Человек в этом рассказе явно не ощущает себя человеком, а лишь чиновником определенного класса. И ведь его никто не угнетает, не принуждает унижаться, он проделывает это сам, добровольно. Или рассказ «Смерть чиновника». Его фабула несложна и известна, обратим лишь внимание на то, что опять отсутствует мотив унижения Червякова со стороны генерала, да и сам генерал служит по другому ведомству и, значит, никак «отомстить» Червякову не может, да и не хочет. Но такова уже привычка к униженному и рабскому положению, такова сила добровольного холопства, что Червяков, нечаянно чихнувший на лысину генералу, в конце концов умирает от этих переживаний, пройдя предварительно несколько ступеней самоуничижения.
белка - подлежащее, существительное.
пробилась - сказуемое, глагол.
сквозь - предлог
снег - обстоятельство, существительное.
в - предлог
мох - обстоятельство, существительное.
достала - сказуемое, глагол.
там - обстоятельство, наречие.
с - предлог
осени - обстоятельство, существительное.
спрятанные - обстоятельство, причастие
орехи - дополнение, существительное.
и - союз
тут же - обстоятельство
их - местоимение, дополнение
съела - сказуемое, глагол.
характеристики:
1. повествовательное
2. невосклицательное
3. простое.
4. двусоставное
5. распростран.
6. ослож. однородными сказуемыми
[-(=),(=) и (=)].