Дата: 06 апреля 2020 г.
Класс: 8
Тема урока: Повторение по теме «Обособленные члены предложения».
Ход урока
Прочитайте и спишите текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий.
(1) Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью, и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. (2)Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. (3)Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво.(4) Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.
(5)Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. (6)В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. (7)Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. (8)Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.
Задания
1. Выписать из текста слова с чередующимися гласными в корне. Орфограммы обозначить.
2.Заменить слово пробирается (предложение 1) стилистически нейтральным синонимом.
3.Записать номера предложений, в которых есть деепричастные обороты.
4.Сделать синтаксический разбор предложения 1.
Устный о Какие члены предложения называются обособленными?
2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.
3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
4. Что относится к обособленным обстоятельствам?
5. Что такое уточняющие члены предложения?
- Давайте вспомним, каким алгоритмом мы пользуемся для решения во о выделении обособленных членов предложения?
(При решении во о выделении второстепенных членов предложения
запятыми (реже - тире) следует учесть:
1) к какому слову (какой части речи) они относятся;
2) чем выражен второстепенный член, рас или нет;
3) положение второстепенного члена слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);
4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще
всего обстоятельственные, например причины).
Письменные задания
Задание : Запишите предложения. Найдите обособленные члены. Рядом с каждым предложением укажите, чем они выражены.
1. Юный лес, в зеленый дым одетый, /Теплых гроз нетерпеливо ждет.
(А. Толстой)
2. На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок. (Н. Некрасов)
3. Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
4. Ты, прямой и честный, не сможешь пренебречь этим.
5. Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани, появился Челкаш. Река пенилась, вздымая валы, и стремительно неслась вниз. Павел приезжал все реже, а приезжая, не задерживался.
Вывод
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
- относятся к личному местоимению;
- стоят после определяемого слова;
- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:
- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
Задание 2: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.
1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
Вывод
Уточняющие члены предложения необходимы для конкретизации значений других членов предложения. Чаще всего как уточняющие употребляются обстоятельства места, времени. Такие члены предложения присоединяются к уточняемым при союзов «то есть», «или (= то есть)». При них часто употребляются слова особенно, например, даже и др.
Домашнее задание
Задание 1: В каком варианте ответа правильно указаны все запятые? Спишите предложение. Объясните постановку каждого знака препинания.
Там горы (1) отступив немного назад (2) дали место неширокой полосе (3) покрытой ровными камнями (4) обточенными прибоем.
1)1,2 2)1, 3 3)1,2,3,4 4)3,4
Задание 2. Расставьте, где нужно, знаки препинания в предложениях.
1.Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.
2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
3. Мы слушали затаив дыхание.
4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.
5. Ребята расставаясь обменялись адресами.
6. Не вставайте отвечайте сидя.
. По пыльной дороге, ВЕДУЩЕЙ К САДАМ, тянуличсь скрипучие телеги, НАПОЛНЕННЫЕ ЧЁРНЫМ ВИНОГРАДОМ. Родина, СУРОВАЯ И МИЛАЯ, помнит все жестокие бои. 2. Им, ДЕСАНТНИКАМ, была поручена самая опасная и дерзкая операция. О подвигах Ильи Муромца, ЛЮБИМОГО РУССКОГО НАРОДНОГО БОГАТЫРЯ, сохранилось много былин. 3. Мать старалась не шуметь посудой, РАЗЛИВАЯ ЧАЙ В КРУЖКИ. ВЗМАХИВАЯ ГОЛОВОЮ И ПОНИЗИВ ГОЛОС, говорила Наташа что-то от себя, НЕ ГЛЯДЯ В КНИГУ. 4. Недалеко, МЕТРАХ В ДВАДЦАТИ, услышали мы звук оружейного выстрела. Рыбу в этих местах ловили бреднем, ТО ЕСТЬ МАЛЕНЬКИМ НЕВОДОМ
Объяснение:
Надеюсь правильно
Объяснение:
I С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
3. По пыльной дороге, ВЕДУЩЕЙ К САДАМ, тянулись скрипучие телеги, НАПОЛНЕННЫЕ ЧЁРНЫМ ВИНОГРАДОМ.
5. Родина, СУРОВАЯ И МИЛАЯ, помнит все жестокие бои.
II С ОБОСОБЛЕННЫМИ ПРИЛОЖЕНИЯМИ
4. Им, ДЕСАНТНИКАМ, была поручена самая опасная и дерзкая операция.
8. О подвигах Ильи Муромца, ЛЮБИМОГО РУССКОГО НАРОДНОГО БОГАТЫРЯ, сохранилось много былин.
III С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
2. Мать, СТАРАЯСЬ НЕ ШУМЕТЬ ПОСУДОЙ, разливала чай в кружки.
7. ВЗМАХИВАЯ ГОЛОВОЮ и ПОНИЗИВ ГОЛОС, говорила Наташа что-то от себя, НЕ ГЛЯДЯ В КНИГУ.
IV С ОБОСОБЛЕННЫМИ УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Недалеко, МЕТРАХ В ДВАДЦАТИ, услышали мы звук ружейного выстрела.
6. Рыбу в этих местах ловили бреднем, ТО ЕСТЬ МАЛЕНЬКИМ НЕВОДОМ.
V СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДАННЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ. РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ.
1. Собрав корзину ягод, мы отправились домой.
2. На субботник пришли все, кроме Петрова и Иванова.
3. Поздравить папу с юбилеем пришли многие знакомее, включая наших соседей.
VI В каком предложении набранные курсивом слова выделяются запятыми? Могли бы записать заглавными буквами, хотя, конечно, и без выделения понятно, какие слова имеются в виду. Я их выделяю, запятые ставлю там, где они должны быть.
1. РАСКАЛЁННЫЕ прибрежные камни остывали.
2. Михеич слушал меня МОЛЧА.
3. ОБОРВАННЫЙ и ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, он походил на маленького воробышка.
4. День и ночь он мотался по району и очень похудел за лето. (Здесь что могли выделить непонятно, так как предложение на другую тему, но запятые в нём не нужны).
VII В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОПУЩЕНА ПУНКТУАЦИОННАЯ ОШИБКА?
2. Прежде, то есть до приезда в деревню, они жили в большом городе. (Ошибку я устранила, поставив открывающую уточнение запятую после слова ПРЕЖДЕ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕЗ ОШИБОК:
1. Споткнувшись, незнакомец остановился.
3. Саша, растерянно оглядываясь и ничего не понимая, улыбалась.
4. Худое и бледное лицо его хранило следы былой красоты.
VIII В КАКОМ ВАРИАНТЕ ОТВЕТА ПРАВИЛЬНО УКАЗАНЫ ЦИФРЫ, НА МЕСТЕ КОТОРЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ ЗАПЯТЫЕ?
Он останавливался посреди комнаты, (1) закладывая руки за спину, (2) и, (3) покачиваясь, (4) начинал спокойно и уверенно читать всю (5) написанную накануне повесть (6) наизусть.
Варианты Вы не указали. Запятые нужны на месте цифр 1, 2, 3, 4.
Это если Вы правильно списали – тестологи могли подправить Паустовского. У писателя же (он рассказывает об Аркадии Гайдаре) не ЗАКЛАДЫВАЯ, а ЗАКЛАДЫВАЛ, а в таком случае и знаки ставятся иначе:
Он останавливался посреди комнаты, (1) закладываЛ руки за спину (2) и, (3) покачиваясь, (4) начинал спокойно и уверенно читать всю (5) написанную накануне повесть (6) наизусть. (так то в оригинале запятые на месте цифр 1, 3, 4.
Проверьте, деепричастие или глагол в тексте тестового задания.