Дайте оценку употреблению лексико-грамматических средств в приведенных главах из научно-популярной книги о растениях. Укажите замеченные речевые ошибки, классифицируйте их и исправьте.
Отредактируйте тексты, используя правку-сокращение.
IV. Томаты
Томаты происходят из Южной Америки, из страны Перу. В Европе томаты долгое время были декоративным растением. Плоды томатов сначала не использовались в пищу, так как считали их ядовитыми. Сто лет назад можно было увидеть томаты в горшках на окошках посреди других комнатных растений, где их и выращивали исключительно лишь для красоты.
В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 году.
У этого растения два названия: «помидор» и «томат». Слово «помидор» образовано от итальянского слова д'оро» - «яблоко золотое». На языке древних индейцев это растение называлось «томатль». Несомненно, что более правильнее обозначать это растение более ранним названием - «томат», как это и принято наукой.
V. Тыква
Плод тыквы с ботанической точки зрения является ягодой, так как имеет сочную мякоть и множество семян, хотя нам это могло бы показаться странным: как это ягода доросла до таких огромных размеров?
В Средней Азии делают из тыкв различную посуду: бутылки, ведра, ложки. Легкие сосуды из тыкв удобны для запасов воды и масла во время путешествий. В больших тыквах содержат зерно и крупу. Узбеки раньше носили нюхательный табак в небольших, имеющих форму бутылочек, тыквах. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, создавая из них нетонущий плот. Негры изготовляют из тыквы арфы, на которых играют. В Индии же оригинально используют тыкву для поимки обезьян, изготовляя из них своего рода капкан в большой тыкве небольшое отверстие, индийцы насыпают в нее немного риса или других семян. Глазастые обезьянки чрезвычайно любопытны и жадные. Только успеют скрыться люди, как обезьяны быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапки. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок уже не помещается в отверстие, и обезьянка ковыляет на трех лапках, влача за собой большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко упустить зерна. И охотники легко забирают жадного зверя.
Было или не было, нам про то неведомо, да только жил когда-то на белом свете дождевой червяк. Ни длинный, ни короткий, ни толстый, ни худой – самый обыкновенный.
И вот однажды, посмотрел он на себя и подумал: “А где же у меня хвост?!” Уж так и эдак сворачивался червяк – нет, ничего непонятно!
Огляделся он тогда по сторонам, смотрит, муравей ползет.
– Муравей, муравей! Где у меня хвост?
Остановился муравей, от неожиданности даже травинку выронил, что в муравейник нес. Вот вопрос так вопрос!..
– Ну... – протянул муравей, – если с одной стороны у тебя голова, то с другой должен быть хвост. Где у тебя голова-то?
– То-то и оно, – горестно вздохнул червяк, – запутался я совсем.
Услышала их разговор пробегавшая мимо блестящая жужелица. Остановилась.
– Голова там, где глаза! – важно пошевелив усиками заявила она.
– Эх! – Еще горестнее вздохнул червяк. – У меня глаз много...
Присмотрелись жужелица с муравьем и ахнули. У червяка глаза и на одном конце туловища и на другом и посредине!
Вдруг видят они, неподалеку ящерица на солнышке спинку греет.
– Ящерка, ящерка, где у червяка хвост?
Задумалась ящерица. Обежала червяка со всех сторон.
– Ой, червяк! А может ты его потерял? Так бывает...
Обрадовался червяк. Может и вправду потерял?! Оглядел себя со всех сторон. Нет, все на месте. И тогда ему совсем грустно стало, лежит, не шевелится.
Тут на ветку дуба воробей прилетел. Увидел червяка, чирикнул радостно: “Вот так добыча!”
– Воробей, воробей, ты везде летаешь, все знаешь, где у меня хвост?
Воробей от неожиданности чуть с ветки не упал.
– А зачем тебе хвост? Ты и без хвоста вку-ку-с-сный! – ответил воробей и подлетел поближе.
– Да погоди ты! – заступилась за червяка ящерка, – съесть его ты всегда успеешь, надо сначала хвост найти!
– И то верно, – подумал воробей, – с хвостом-то червяк сытнее будет!
Стали они искать, у кого бы еще про червяковый хвост спросить. Вдруг смотрят, идет по дорожке маленькая девочка.
– Девочка, а, девочка! – Зачирикал воробей, – где у червяка хвост?
Подошла девочка, присела на корточки, да как хлопнет в ладоши. От испуга червяк мгновенно под толстый корень юркнул.
– Ну вот видишь, и хвост твой нашелся! – Рассмеялась девочка. – При опасности ты всегда головой вперед убегаешь, прячешь ее!
Обрадовался червяк! Ох, как обрадовался! И как же это он сам не догадался?! Хотел он поблагодарить девочку, да воробья побоялся.
Три дня червяк радовался. Столько нор понарыл, не пересчитать! А на четвертый день задумался: “А где же у него ноги?!”
текст повествования содержит рассказ о событиях; основные вопросы к такому тексту – что делали? что и как произошло? В повествовательных текстах много глаголов.
Описание содержит характеристику явлений, предметов; основной вопрос к такому тексту – какой? В описательных текстах всегда много существительных, прилагательных и наречий, которыми характеризуются предметы, явления и действия.
Рассуждение традиционно выделяют три основные части:
тезис (мысль, умозаключение, требующие доказательств);
доказательства (аргументы) – не менее двух-трёх;