ДАЮ С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Кто бы ни зашел средь дня или ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрый дастархан. По традиции любого гостя полагается дружелюбно встретить, пригласить в дом, угостить, не спрашивая ни о чем. Считалось, что в доме казаха всегда должна быть « доля гостя». Лишь после еды можно было поинтересоваться, кто он и откуда. Право заводить подобные разговоры предоставлялось хозяину дома и то лишь исключительно после того, как путник отдохнет после дальней дороги. Казахская народная мудрость учит: «Не напоив путника, не спрашивай о деле».
При встрече гостя хозяева должны обязательно здороваться первыми и предлагать свои услуги путнику, даже прервать свою работу, предложив ему кумыс или горячий чай. При госте запрещалось выражаться бранными словами, наказывать детей, сплетничать. Рассаживание гостей за дастарханом также имеет свои правила. Казахские традиции требуют, чтобы на почетном месте размещались люди старшего возраста, учитывались также степень родства, социальный статус и общественное положение.
«Гость приходит — счастье в дом с собой приводит». Эта казахская поговорка содержит глубокий смысл традиции. Того же, кто нарушил законы древнего гостеприимства, не только осуждали в народе, но и подвергали штрафу.
1. Преобразуйте предложенный текст в четыре тезиса.
1 тезис — введение;
2 тезис — раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте;
3 тезис — может быть в виде вопроса или призыва (что заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна);
4 тезис — заключение.
2. В школе проводится Фестиваль разных народов. Расскажите об одном представленном народе. Составьте сложный план своего рассказа.
На обеих картина ключевой фигурой является величайший русский поэт - Александр Пушкин. На полотне кисти Айвазовского и Репина поэт стоит на скалистом берегу волнующегося моря. Поэт всматривается вдаль, вокруг бушует непогода, волны едва не достают до его ног. На картине Виктора Попова поэт изображен со спины на крыльце дома, он любуется природой, на дворе стоит прекрасная пора золотой осени, которую так любил поэт. Картины производят разное впечатление, даже краски картины Айвазовского и Репина вызывают тревогу, природа буйствует, поэт стоит, сопротивляясь ветру. Картина Попова написана в мягких желтых, белых и бежевых оттенках, поэт расслаблен и спокоен, он то ли просто наслаждается еще пока теплым днем, то ли продумывает свое следующее произведение. Обе картины представляют в полной мере талант своих авторов, но они по-разному передают природу Пушкина как поэта, буйство действий и одновременно мудрое созерцание, свойственные поэту.