Дидактический материал по русскому языку на тему «Обособление определений, приложений и обстоятельств» (8 класс)
Составитель: Михалёва Светлана Владимировна (1)Послевое(н,нн)ый Мурманск выр..с во много раз. (2)В нём селились люди приехавшие из средней полосы из других мест. (3)Особе(н,нн)о густой наплыв в город начался в шестидесятых. (4)Порождё(н,нн)ые другой средой, новосёлы быстро и надёжно обж..вали город во многом размыв характерные черты и привнося свои, не свойстве(н,нн)ые ему ранее.
(5)Старые мурманчане, ровесники города, они без содр..гания восприняли перестройку и даже пог..ревшие сбервклады не вызвали в них отр..цания нового времени.(6)Верные себе они и ..десь сумели поднят..ся над личным;(не)торопливо прогуливаясь по изменившимся улицам пристрас..но разглядывают новые витрины, рассудительно оценивают перемены в облике города и самой жизни. (7) Они много вид..ли, много перенесли, сумели преодолеть все (не)взгоды, но себя не пот..ряли.
(Б.Н. Блинов, «Мой город»)
Задания.
1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
2. Подчеркните обособленные определения, графически обозначьте пунктограмму.
3. Укажите номер(а) предложения(й) с обособленными обстоятельствами. Определите, чем они выражены.
4. Найдите обособленное приложение, объясните условия обособления
Теплые руки, усталый взгляд, запах пирожков и теплый свитер...Кто из нас не ценит любовь и искреннюю заботу бабушек-глупец...Нет ничего для бабушки дороже чем ее внук или внучка...Отрада и радость для бабушки-есть вы...Цените, любите, уважайте и заботьтесь о них, так как они заботятся о вас.Ведь не даром поэты посвящали стихи БАБУШКАМ...
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег.
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом.
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна,
А уж дом растаял.
На дворе - весна!
вот
Объяснение:
Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок.
Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян.
Я непременно хотел с ним помириться и не знал с чего начать.
Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах...
Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом.
И дальше тоже несложно - откройте текст "Капитанской дочки" в любом браузере, и по Ctrl+F ищите первые части составных глагольных сказуемых (начал, принялся, закончил, хотел и так далее).