Диктант Лесной ручей
Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеёк и отправляйся берегом его вверх или вниз. Иди ранней весной и увидишь: на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит, распускает пузыри. Всё новые и новые препятствия встречает вода на своём пути, и ничего ей от этого не делается. Только собирается она в струйки будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
А вот большой завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот. Но это не слабость, не отчаяние и не жалоба: вода этих чувств не знает. Не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни. В борьбе у ручья есть усилия, но нет никакого сомнения, что рано или поздно он попадет в океан к свободной воде. И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду с грамматическими заданиями 2 вариант
Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе.
Административная контрольная работа
за 3 четверть по русскому языку 9 класс
Диктант
Лесной ручей
Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеёк и отправляйся берегом его вверх или вниз. Иди ранней весной и увидишь: на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит, распускает пузыри. Всё новые и новые препятствия встречает вода на своём пути, и ничего ей от этого не делается. Только собирается она в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
А вот большой завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот. Но это не слабость, не отчаяние и не жалоба: вода этих чувств не знает. Не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни. В борьбе у ручья есть усилия, но нет никакого сомнения, что рано или поздно он попадет в океан к свободной воде. И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду с грамматическими заданиями Подчеркнуть грамматические основы. Обозначить главное и придаточные предложения. Расставить знаки препинания. Указать вид подчинительной связи в предложении: Будь жесток к себе если не хочешь чтобы другие были жестоки к тебе. Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы. Подчеркнуть грамматические основы, расставить и объяснить знак(и) препинания. в предложении: Но это не слабость не отчаяние и не жалоба вода этих чувств не знает. Определите и напишите вид придаточного предложения (Последнее предложение диктанта.)
Для начала, давайте разделим текст на отдельные предложения, чтобы было проще работать с каждым из них.
Предложение 1: Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеёк и отправляйся берегом его вверх или вниз.
Данное предложение является главным предложением. В нем выражена основная мысль текста.
Предложение 2: Иди ранней весной и увидишь: на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит, распускает пузыри.
Это сложное предложение, включающее в себя два придаточных предложения. Они начинаются со слов "на мелком месте" и "от этого". Оба придаточных предложения имеют причинно-следственную связь с главным предложением.
Предложение 3: Всё новые и новые препятствия встречает вода на своём пути, и ничего ей от этого не делается.
Это сложное предложение, включающее в себя главное и придаточное предложения. Придаточное предложение начинается со слов "на своём пути". Оно добавляет дополнительную информацию о воде и ее препятствиях.
Предложение 4: Только собирается она в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.
Это сложное предложение, включающее в себя главное и придаточное предложения. Придаточное предложение начинается со слов "будто сжимает мускулы". Оно описывает, как вода реагирует на препятствия.
Предложение 5: А вот большой завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот.
Это сложное предложение, состоящее из трех главных предложений, соединенных сочинительными союзами "и" и "или". Его можно разделить на три самостоятельных предложения: "А вот большой завал", "и тут вода как бы ропщет", "и далеко слышен этот ропот".
Предложение 6: Но это не слабость, не отчаяние и не жалоба: вода этих чувств не знает.
Это сложное предложение, состоящее из главного и придаточного предложений. Придаточное предложение начинается со слов "не слабость, не отчаяние и не жалоба". В нем выражено отрицание того, что вода испытывает указанные чувства.
Предложение 7: Не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни.
Это сложное предложение, состоящее из главного и придаточного предложений. Придаточное предложение начинается со слов "Не будь этих препятствий". Оно выражает условие, без которого не было бы события в главном предложении.
Предложение 8: В борьбе у ручья есть усилия, но нет никакого сомнения, что рано или поздно он попадет в океан к свободной воде.
Это сложное предложение, включающее в себя главное и придаточное предложения. Придаточное предложение начинается со слов "что рано или поздно". Это предложение выражает уверенность в будущем событии.
Предложение 9: И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду с грамматическими заданиями.
Это сложное предложение, состоящее из главных и придаточного предложений. Придаточное предложение начинается со слов "что я тоже рано или поздно". Оно выражает мысль о том, что автор текста тоже рано или поздно столкнется с грамматическими заданиями.
Теперь перейдем к выполнению заданий:
1) Подчеркнуть грамматические основы - это то, что остается после удаления между ними слова или словосочетания. Давайте найдем грамматические основы в каждом предложении:
- Предложение 1: душу леса постигнуть, ручеёк отправляйся
- Предложение 2: Иди, увидишь, текущая вода встречает, журчит, распускает
- Предложение 3: препятствия встречает
- Предложение 4: собирается, сжимает
- Предложение 5: завал, выделенные грамматические основы отсутствуют
- Предложение 6: это не слабость, не отчаяние и не жалоба, вода не знает
- Предложение 7: не будь препятствий, вода ушла, было жизни
- Предложение 8: у ручья есть усилия, нет сомнения, он попадет в океан
- Предложение 9: гляжу, думаю, попаду
2) Обозначить главное и придаточные предложения:
- Предложение 1: главное
- Предложение 2: два придаточных предложения
- Предложение 3: главное и придаточное предложения
- Предложение 4: главное и придаточное предложения
- Предложение 5: три главных предложения
- Предложение 6: главное и придаточное предложения
- Предложение 7: главное и придаточное предложения
- Предложение 8: главное и придаточное предложения
- Предложение 9: главные и придаточное предложения
3) Расставить знаки препинания:
- Предложение 1: Если хочешь душу леса постигнуть, найди лесной ручеёк и отправляйся берегом его вверх или вниз. (все знаки препинания расставлены правильно)
- Предложение 2: Иди ранней весной и увидишь: на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит, распускает пузыри. (добавлены двоеточие и запятая)
- Предложение 3: Всё новые и новые препятствия встречает вода на своём пути, и ничего ей от этого не делается. (знаки препинания идут верно)
- Предложение 4: Только собирается она в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе. (запятая ставится перед союзом "будто")
- Предложение 5: А вот большой завал, и тут вода как бы ропщет, и далеко слышен этот ропот. (знаки препинания выставлены правильно)
- Предложение 6: Но это не слабость, не отчаяние и не жалоба: вода этих чувств не знает. (добавлены двоеточие и двоеточие, у знака препинания в конце предложения)
- Предложение 7: Не будь этих препятствий на каждом шагу, вода бы сразу ушла, и не было бы жизни. (знаки препинания стоят правильно)
- Предложение 8: В борьбе у ручья есть усилия, но нет никакого сомнения, что рано или поздно он попадет в океан к свободной воде. (запятая добавлена после "нет никакого сомнения")
- Предложение 9: И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду с грамматическими заданиями. (все знаки препинания расставлены правильно)
4) Указать вид подчинительной связи в предложении: "Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были жестоки к тебе."
В данном предложении вид подчинительной связи - условный, так как в предложении выражено условие.
5) Выписать из текста диктанта все сочинительные союзы:
- Предложение 5: "А" и "и"
6) Определить и написать вид придаточного предложения (Последнее предложение диктанта.)
В предложении "И я гляжу на этот бодрый ручей и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду с грамматическими заданиями" прид
И я гляжу на этот бодрый ручей, и думаю, что я тоже рано или поздно попаду в большую воду. (думаю о чем? что... изъяснительное)