Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал
вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое
уединение. Припоминая это время потом, уже долго спустя, он
догадывался, что сознание его иногда как бы тускнело и что так
продолжалось, с некоторыми промежутками, вплоть до
окончательной катастрофы. Он был убежден положительно, что во
многом тогда ошибался, например, в сроках и времени некоторых
происшествий. По крайней мере, припоминая впоследствии и
силясь уяснить себе припоминаемое, он многое узнал о себе
самом, уже руководясь сведениями, полученными от посторонних.
Одно событие он смешивал, например, с другим; другое считал
последствием происшествия, существовавшего только в его
воображении. Порой овладевала им болезненно-мучительная
тревога, перерождавшаяся даже в панический страх. Но он помнил
тоже, что бывали минуты, часы и даже, может быть, дни, полные
апатии, овладевавшей им, как бы в противоположность прежнему
страху, — апатии, похожей на болезненно-равнодушное состояние
иных умирающих. Вообще же в эти последние дни он и сам как бы
старался убежать от ясного и полного понимания своего
положения; иные насущные факты, требовавшие немедленного
разъяснения, особенно тяготили его; но как рад бы он был
освободиться и убежать от иных забот, забвение которых грозило,
впрочем, полною и неминуемою гибелью в его положении.
1.Определить тип речи
2 Определить главную мысль
3.Найти 4 выразительных средства и приёма, объяснить их роль.
1.Рассуждение
2. Главная мысль состоит в нестабильном состоянии Раскольникова, в сложном и темном времени его жизни.
3. 1. Сравнение (точно туман упал
вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое
уединение). Употреблено для лучшего понимания читателя о таком сложном положении главного героя.
2. Олицетворение (туман заключил в безвыходное уединение). Применено для демонстрации читателю, что герой не выбраться из своего уединения, при этом Достоевский не показал более привычные нам сравнения с решеткой, стенами, а "заключил" Раскольникова в туман, показывая, что его оковы более надуманные и психологические, чем материальные.
3. Гипербола ( с некоторыми промежутками, вплоть до
окончательной катастрофы). Употреблено для лучшего понимания читателя о тяжелом психологическом состоянии героя, очевидно, никакой реальной "катастрофы" быть не могло.
4. Метафора (сознание тускнело). Применено для демонстрации неосознанного поведения Раскольникова.
Объяснение: