для школьного этапа олимпиады по языку
изложение
маленький дом, где я живу, - это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. этот частокол
— западня для деревенских котов, любителей рыбы. каждый раз, когда я возвращаюсь с
ловли, коты всех мастей: рыжие, черные, серые и белые с подпалинами — берут дом в осаду.
они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на
друга и ждут вечера. все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой — он подвешен к ветке
старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.
вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. они
подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь
зацепить кукан. издали кажется, что коты играют в волейбол. потом какой-нибудь наглый кот
подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается
оторвать рыбу. остальные коты бьют от досады друг друга по усатым . кончается это
тем, что я выхожу с фонарем из бани. коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но
не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. тогда они
прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.
осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в
облегающем саду. трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. синицы сидят на
ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где
лежит ломоть черного хлеба.
в доме я ночую редко. большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то
ночую в старой беседке в глубине сада. она заросла диким виноградом. по утрам солнце
бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что
я просыпаюсь внутри зажженной елки. воробьи с удивлением заглядывают в беседку. их
занимают часы. они тикают на врытом в землю круглом столе. воробьи подбираются к ним,
слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в
циферблат. особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит
вполголоса неторопливый отвесный дождь.
(по к. паустовскому)
1. выделите в тексте смысловые части, озаглавьте их (максимальная сумма – 10).
2. подробно изложите текст (максимальная сумма – 30).
3. выполните полный синтаксический разбор последнего предложения из текста, объясните
расстановку знаков препинания (максимальная сумма – 10).
Любовь к родному краю , знание его истории - основа, на которой осуществляется рост культуры общества. Культура должна расти с корней, то есть с сохранение обычаев и традиций. Мало утроить число музейных работников. К сохранению культуры стоит привлекать краеведов. Стоит создавать краеведческие кружки в маленьких городах и селах. Развитие краеведения оценить значимость событий, связанных с жизнью людей в той или иной местности. Оно придает району историзм, открывает новые ценности, наполняет то или иное архитектурное сооружение иным духовным содержанием. Преобразуется и сам город от познания его особенностей. Мы иначе смотрим на природу Плеса потому , что ее изобразил Левитан. Мы по-особому ценим места, где бывали Пушкин или Гоголь.
Краеведение само по себе популярно, потому что в его " потреблении" участвует народ. Краеведение учит любить родные места, систематизирует знания о них. Это самый массовый вид науки, ибо в сборе материалов принимают участие и ученые, и школьники. Сохранять нужно памятники всех народов, потому что каждый город - синтез нескольких культур.
1) В течение последующих дней незнакомец не произнес ни одного слова и ни разу не покидал плато.
Незнакомец- подлеж., сущ. Произнес и покидал - сказуемые , глаголы
2)Постройка корабля потребовала не более одного месяца.
Постройка- подлеж., сущ. Потребовала - сказуемое, гл.
3)Наши работники хорошо потрудились за день.
Работники- подлеж, сущ Потрудились - сказуем, глагол
Сложные предложения:
1)Эта мысль причиняла нашим колонистам большие страдания, и они часто говорили о гражданской войне, нисколько, впрочем, не сомневаясь, что дело Севера восторжествует , к чести Американского союза.
Главные члены в первом ПП : Мысль -подл , Причиняла - сказуем
Во втором ПП: Они -подл , Говорили - сказуем
В третьем ПП: Дело -подл , Восторжествует- сказуемое
2)Под градом ружейных выстрелов они бросились в пирогу, переплыли пролив как раз в ту минуту,когда вторая шлюпка достигла его южного конца и спряталась в Трубах.
Первое ПП: Они- подл Бросились и переплыли -сказуемые
Второе ПП: Шлюпка- подлеж Достигла и спряталась- сказуем
3)Закончив свое исследование, колонисты оказались у северной оконечности стены, покатые уступы которой терялись в песках.
Первое ПП: Колонисты- подлеж Оказались- сказуемое
Второе ПП: Уступы - подлеж Терялись - сказуемое
Все предложения из произведения Жюля Верна " Таинственный остров"
P.S.: ПП- означает простое предложение. В сложном предложении всегда существует несколько простых предложений, у каждого из которых есть свои главные члены( подлеж и сказуем)