язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. что же делать речь настолько яркой? какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? с каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного — наречии.
итак, что же это за часть речи такая — наречие? в первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. что будет звучать понятнее — «я провел время на вечеринке» или «я вчера замечательно провел время на вечеринке». разница очевидна. в первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. еще одно свойство наречия — его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов.
практически всегда наречие «живет» и работает с глаголами, примыкает к ним, поясняет, уточняет, придает четкость определению того или иного действия. наречие — это настоящий «почемучка» — оно отвечает практически на любые вопросы. где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? с их можно указать и время совершения действия, и его причины, понять с какой целью это действие совершалось, узнать меру и образ действия.
наречие — хороший и в случае, когда необходимо сравнить один предмет или действие с другим. ведь гораздо проще сказать, например, что: «вася играет в теннис хуже, чем саша», чем: «вася хороший игрок в теннис, но саша превосходит его в этом». первый вариант и понятнее, и короче. а, как известно, краткость — сестра таланта, да и залог понятной речи.
нельзя не сказать и о наречиях, которые выражают отрицание. сравните: «в нашем городе нет мест, в которых можно хорошо провести время» и «в нашем городе негде хорошо провести время».
существует несколько правил, запомнив которые, нетрудно употреблять наречия и делать это грамотно. во-первых, если у наречия на конце шипящее, то после него обязательно ставится мягкий знак (за исключением всего трех слов: уж, замуж, невтерпеж). во-вторых, в отрицательных наречиях гласная в приставке зависит от ударения: не — под ударением, ни — безударная. также стоит запомнить правила написания наречий через дефис, не забывать о том, что написание гласных на конце наречий зависит от приставки, знать, какие наречия пишутся слитно, а какие раздельно. правил немного, и запомнить их не составит труда.
используя наречия, можно значительно сократить время, описывая те или иные события, разнообразить свою как устную, так и письменную речь, делая ее более красочной и выразительной, показывать свое отношение к определенным событиям. все это указывает на то, какая это важная и необходимая часть речи!
язык, несомненно, один из самых красочных и выразительных языков мира. что же делать речь настолько яркой? какие части речи позволяют не только точно, но и образно описывать действия, предметы, явления? с каких слов образуется большинство художественных средств выразительности? хотелось бы рассказать подробнее о ближайшем «родственнике» имени прилагательного — наречии.
итак, что же это за часть речи такая — наречие? в первую очередь стоит сказать о том, что наречие указывает на признак действия. что будет звучать понятнее — «я провел время на вечеринке» или «я вчера замечательно провел время на вечеринке». разница очевидна. в первом случае имеет место лишь сухое изложение факта, а вот с второго можно показать свое отношение к этому факту и указать на время, когда он произошел. таким образом, повышается и информативность, и эмоциональность высказывания. еще одно свойство наречия — его неизменяемость, делает эту часть речи наиболее привлекательной в глазах школьников. не нужно думать ни о правильности написания окончаний, как у прилагательных, ни о согласовании времен, как у глаголов.
практически всегда наречие «живет» и работает с глаголами, примыкает к ним, поясняет, уточняет, придает четкость определению того или иного действия. наречие — это настоящий «почемучка» — оно отвечает практически на любые вопросы. где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? с их можно указать и время совершения действия, и его причины, понять с какой целью это действие совершалось, узнать меру и образ действия.
наречие — хороший и в случае, когда необходимо сравнить один предмет или действие с другим. ведь гораздо проще сказать, например, что: «вася играет в теннис хуже, чем саша», чем: «вася хороший игрок в теннис, но саша превосходит его в этом». первый вариант и понятнее, и короче. а, как известно, краткость — сестра таланта, да и залог понятной речи.
нельзя не сказать и о наречиях, которые выражают отрицание. сравните: «в нашем городе нет мест, в которых можно хорошо провести время» и «в нашем городе негде хорошо провести время».
существует несколько правил, запомнив которые, нетрудно употреблять наречия и делать это грамотно. во-первых, если у наречия на конце шипящее, то после него обязательно ставится мягкий знак (за исключением всего трех слов: уж, замуж, невтерпеж). во-вторых, в отрицательных наречиях гласная в приставке зависит от ударения: не — под ударением, ни — безударная. также стоит запомнить правила написания наречий через дефис, не забывать о том, что написание гласных на конце наречий зависит от приставки, знать, какие наречия пишутся слитно, а какие раздельно. правил немного, и запомнить их не составит труда.
используя наречия, можно значительно сократить время, описывая те или иные события, разнообразить свою как устную, так и письменную речь, делая ее более красочной и выразительной, показывать свое отношение к определенным событиям. все это указывает на то, какая это важная и необходимая часть речи!
бок о бок - вместе
спустя рукава - небрежно
строить воздушные замки - мечтать о несбыточном, фантазировать
клевать носом - дремать сидя
брать себя в руки - добиваться самообладания, стать более собранным
вверх дном - полный беспорядок, бардак
до последней капли крови - всеми силами, несокрушимо
куры не клюют - очень много
как кур в ощип - попасться куда-то
сесть в лужу - отстать в глупом положении, претерпеть неудачу
поставить в тупик - отсавить в безвыходном положении
опустить руки - сдаться
показать нос - дразнить
открывать новую страницу - начать новый этап в чем-либо
пускать пыль в глаза - вводить в заблуждение, обманывать
водой не разольешь - нельзя отделить друг от друга
попасться на удочку - дать себя обмануть
лыка не вяжет - не состоянии делать даже примитивную работу, бездельничать
губы раскатать - наглеть
держать хвост трубой - быть на позитиве, жизнерадостным
как с гуся вода - безнаказанно
душа уходит в пятки - очень страшно
курам на смех - о чем-то глупом, бессмысленном (употребляется, когда хотят подчеркнуть глупость, нелепость какого-либо высказывания, поступка и т. п.)
кто в лес, кто по дрова - вразнобой, неслаженно
с минуты на минуту - скоро
мороз по коже - страшно
путаться под ногами - мешаться
ни свет, ни заря - очень рано
ни рыба, ни мясо - нечто невразумительное, недодуманное, бессмысленное, ненужное либо выполненное кое-как