Докажите что перед вами текст. в 1887 году илья репин приступает к работе над вторым и окончательным вариантом «запорожцев». в соответствии с замыслом он писал свою картину как поэму о вольности народа. смех казаков, весёлый и издевательский, становится многозначительным грозным смехом запорожской вольницы. в нём звучат теперь не только презрение и уничтожающая насмешка над врагом, но и боевой вызов. это уже не просто сцена из жизни запорожской сечи, а военный совет, решающий важный вопрос. среди главных персонажей мы видим верхушку запорожского войска — кошевого атамана, есаула, писаря — и на их лицах читаем ясное сознание всей ответственности. зима 1887-1888 гг. была почти целиком посвящена «запорожцам». картина давалась нелегко, и илья репин подолгу бился над каждой фигурой. каждый персонаж он вынашивал в душе, как бы тщательно изучая его нрав, привычки, характер и биографию, внутренний и внешний облик, вплоть до мельчайших подробностей. кто только не через мастерскую художника! среди его натурщиков, послуживших прототипами запорожцев, были яворницкий (писарь) и кучер тарновских (щербатый и одноглазый казак голота), артист стравинский (есаул) и обер-гофмейстер камергер алексеев (сидящий на бочке), профессор а. рубец («тарас бульба»), художники я. ционглинский (в золотистой куртке) и кузнецов («остап»), военный юрист а. житкевич («андрий») и старичок, повстречавшийся на александровской пристани. от каждого из них художник брал не всё, но лишь то, что ему нужно было для создания сложившегося в его представлении образа. в 1892 году «запорожцы» и более чем тридцать этюдов к картине экспонировались на выставке в академии художеств. картина начала свою, уже независимую от автора жизнь. каждый день сотни зрителей заполняют залы музеев, и к сердцу каждого из них находят свою дорогу атаман сирко, писарь, судья, тарас бульба и его сыновья, казак голота и все остальные запорожцы. созданные кистью большого мастера, они обрели долгую жизнь в живописи, прочно и навсегда вошли в нашу культуру гимном патриотизму и свободолюбию родного народа.