Докажите принадлежность ниже приведенных текстов к письменным формам речи. Определите, опираясь на стилеобразующие факторы (цель, адресат, сфера функционирования), к какому стилю относится каждый из текстов. 1. Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузнец и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано: Успение Божьей Матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее.
2. Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций: миротворческую (или контактоустанавливающую) функцию, о которой писал Конрад Лоренц, этическую функцию, эстетическую функцию, в составе которой мы выделяем еще и культуротворческую функцию. Художественные тексты позволяют проследить специфику каждой из указанных функций речевого этикета, взаимодействие этих функций, место речевого этикета в общем континууме речевого сознания. А также актуальнейшую проблему богатства и ущербности этикетных моделей современного русского языка.
3. Спектакль, поставленный Гарри Купфером, кажется, использует все художественные приемы и средства развлекательного театра. И начинается он буквально с порога. Пиратского вида шарманщик, приветливо улыбаясь, поет у входа в театр популярные песни и романсы о «сладкой жизни разбойников». В фойе – одетые в лохмотья всех исторических эпох молодые люди продолжают этот репертуар. Особенно трогательно звучат слова русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Зрители подпевают, улыбаются и щедро бросают монеты в шляпы и цилиндры. Постепенно все пришедшие в театр втягиваются в единое «криминально-карнавальное» действие.
Второй текст относится к научно-публицистическому стилю. Его целью является анализ и изучение функций речевого этикета, а также обсуждение проблемы его богатства и ущербности в современном русском языке. Адресатом текста могут быть лингвисты, ученые, студенты и все, кто интересуется изучением языка и этикета. Текст относится к сфере научно-публицистического функционирования и характеризуется использованием формальной и научной лексики, логических рассуждений и аргументации.
Третий текст относится к публицистическому стилю. Его целью является описание спектакля, постановка которого использует различные художественные приемы и средства развлекательного театра. Адресатом текста могут быть театральные критики, любители театра, зрители, интересующиеся новыми постановками. Текст сферы функционирования относится к публичной сфере, где основное внимание уделяется эмоциональности и отзывам зрителей, а также использованию яркого языка и образов для передачи атмосферы спектакля.