Современного человека не удивить обширной домашней библиотекой или богатым ассортиментом книжных полок в магазине. И, хотя в наши дни многие предпочитают печатным книгам и журналам их электронные версии, а новости узнают не из газет, а с новостных сайтов, обычные книги продолжают быть частью нашей жизни, ведь они не требуют батареек и доступа в интернет.
Всего несколько веков назад ситуация была иной. Книги были не печатными, а рукописными и насколько дорогими, что купить их могли только очень богатые люди. Только в 16 веке, когда царь Иван Грозный повелел наладить печатное дело на Руси, в стране появился первый печатный станок. Устройство позволяло многократно ускорить издание книг и положило начало российским традициям книгоиздательства.
У истоков печатного дела стоял дьякон Иван Федоров, который встал во главе первой российской типографии. К этому моменту дьякон уже был знаком с книгопечатанием. Особенностям изготовления книг на печатных станках он учился у мастера из Дании, которого царь Грозный специально пригласил на русскую землю для обучения отечественных мастеров. Федоров был не только учеником, но и, как сейчас говорят, «на все руки мастером».
Под руководством Ивана Федорова в 1564 году была издана первая книга московского Печатного двора – «Апостол». В «Апостоле» первопечатник постарался сохранить стиль и вид рукописных книг: шрифт был похож на рукописное письмо, а первая заглавная буква каждой главы выделялась красным цветом. Работники типографии трудились над ней почти год.
По второй книге Ивана Федорова, изданной на территории российского государства год спустя и называвшейся «Часовник», впоследствии в течение многих лет детей учили грамоте и письму.
Представители церкви были недовольны деятельностью Ивана Федорова, ведь на протяжении веков издание рукописных книг являлось работой особых монахов-переписчиков. С появлением метода быстрой и качественной печати их труд обесценивался. Гонения заставили Федорова уехать из Москвы в Литву, а затем на Украину.
Однако жизненные трудности не заставили его бросить печатное дело. За годы работы в типографиях под руководством Федорова изданы книги церковной, научной и образовательной направленности. Прекрасные образцы книгопечатной продукции этих старых типографий до наших дней хранятся в музеях страны
Современного человека не удивить обширной домашней библиотекой или богатым ассортиментом книжных полок в магазине. И, хотя в наши дни многие предпочитают печатным книгам и журналам их электронные версии, а новости узнают не из газет, а с новостных сайтов, обычные книги продолжают быть частью нашей жизни, ведь они не требуют батареек и доступа в интернет.
Всего несколько веков назад ситуация была иной. Книги были не печатными, а рукописными и насколько дорогими, что купить их могли только очень богатые люди. Только в 16 веке, когда царь Иван Грозный повелел наладить печатное дело на Руси, в стране появился первый печатный станок. Устройство позволяло многократно ускорить издание книг и положило начало российским традициям книгоиздательства.
У истоков печатного дела стоял дьякон Иван Федоров, который встал во главе первой российской типографии. К этому моменту дьякон уже был знаком с книгопечатанием. Особенностям изготовления книг на печатных станках он учился у мастера из Дании, которого царь Грозный специально пригласил на русскую землю для обучения отечественных мастеров. Федоров был не только учеником, но и, как сейчас говорят, «на все руки мастером».
Под руководством Ивана Федорова в 1564 году была издана первая книга московского Печатного двора – «Апостол». В «Апостоле» первопечатник постарался сохранить стиль и вид рукописных книг: шрифт был похож на рукописное письмо, а первая заглавная буква каждой главы выделялась красным цветом. Работники типографии трудились над ней почти год.
По второй книге Ивана Федорова, изданной на территории российского государства год спустя и называвшейся «Часовник», впоследствии в течение многих лет детей учили грамоте и письму.
Представители церкви были недовольны деятельностью Ивана Федорова, ведь на протяжении веков издание рукописных книг являлось работой особых монахов-переписчиков. С появлением метода быстрой и качественной печати их труд обесценивался. Гонения заставили Федорова уехать из Москвы в Литву, а затем на Украину.
Однако жизненные трудности не заставили его бросить печатное дело. За годы работы в типографиях под руководством Федорова изданы книги церковной, научной и образовательной направленности. Прекрасные образцы книгопечатной продукции этих старых типографий до наших дней хранятся в музеях страны