Долг, честь и милосердие в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка” I. Вступление Долг, честь и милосердие – безусловные нравственные ценности для Пушкина. Но иногда они вступают в противоре чие друг с другом. II. Главная часть 1. Из главных героев романа лишь для Маши Мироновой нет противоречия между долгом, честью и милосердием. В любом ее поступке (отказ выйти замуж за Швабрина, стремление снасти Гринева и др.) долг, честь и милосердие оказываются слитыми воедино. 2. С другой стороны, в романе есть герой, который посто янно поступает вопреки и долгу, и чести, и милосердию, – это Швабрин, который вызывает в читателе лишь чувство пре зрения. 3. Сложные отношения между требованиями долга, чести и милосердия характерны для таких героев, как Гринев, Пуга чев, Екатерина II. а) Гринев. До определенного времени для него нет проти воречия между долгом и честью. Но в какой-то момент он вы нужден пренебречь своим долгом (оставаться в Оренбурге) ради чести и милосердия (он чувствует нравственную обязан ность Машу и для этого вынужден обращаться к Пуга чеву за ). Но чести своей он не теряет ни при каких обстоятельствах, что видно, например, в его отношении к Пуга чеву: он отказывается ему присягать, смело возражает ему и т.п. б) Пугачев. Для него характерно противоречие между дол гом и милосердием. Долг повелевает ему казнить Гринева заод но с защитниками Белогорской крепости, а позже – за обман с Машей. Но милосердие в данном случае берет верх. Даже когда он полностью расплатился с Гриневым за заячий тулупчик, со хранив ему жизнь и свободу, он продолжает совершать добрые и милосердные поступки , в частности, Гриневу освободить Машу. Именно это начало милосердия обусловило со чувственное отношение Пушкина к Пугачеву. в) Екатерина II. Для нее так же, как и для Пугачева, харак терно определенное противоречие между долгом и милосер дием. Она, поверив Маше, помиловала Гринева, хотя долг предписывал ей предать его суду и, может быть, казни. 4. В романе “Капитанская дочка” Пушкину было важно показать, что в человеке самое главное – это именно челове ческое начало, стоящее выше сословного положения, общест венной роли и т.п. В этом отношении примечательны два эпи зода: встреча Гринева с Пугачевым во время метели и встреча Маши с императрицей. В обоих случаях это встречи не дворя нина с мужиком и не государыни со скромной дворянкой – это встречи человека с человеком. Именно в таких ситуациях людям свойственно проявлять прежде всего милосердие. III. Заключение Милосердие – высшая нравственная ценность в понима нии Пушкина. Не случайно в особую заслугу самому себе он ставил то, что “милость к падшим призывал” (“Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”). к этому всему составить сочинение
Знания – это дорога в светлое будущее. Как гласит поговорка: ученье свет, а неученье тьма. Человек, обладающий знаниями, всегда найдет себе достойное занятие, он конкуренто и ценится на рынке труда. Умный человек хорошо воспринимается обществом, легко находит язык с новыми людьми, ему просто найти тему для разговора. С таким человеком приятно общаться, он может доказать и аргументировать свою точку зрения.
Получать знания нужно на протяжении всей жизни, заниматься самообразованием, корректировать свои знания и пополнять свою сокровищницу новым материалом. Человек, стремящийся высоко и надежно закрепиться в обществе, постоянно старается совершенствовать себя и свои знания.
Информация стремительно обновляется, чтобы быть всесторонне развитым и информированным, нужно обновлять свои знания и не останавливаться на достигнутом результате. Я считаю, что школьник должен стремиться впитывать в себя информацию, которую преподносят ему преподаватели и искать ей применение.