Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы родительного падежа единственного числа. 1. Килограмм сыр… . Купить сыр… . Продажа сыр… . Съесть сырк… . Кусок ярославского сыр… . Сделать из воск… . Кусок воск… . Хочется сок… . Стакан сок… . Выпить стакан яблочного сок… . Много снег… . Таяние снег… .
2. Поднять с пол… . Уйти из дом… . Выйти из лес… . Задохнуться от дым… . Умереть с голод… .
3. Ну и народ… на площади!
4. Сколько снег… намело!
5. Квас… мне, да поживей!
6. На столе стоял стакан холодного квас… .
7. Наделать шум… .
8. Сбить с панталык… .
9. Не давать проход…
10. Девушки покатились со смех… .
11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар… и черными сухарями.
12. Здесь нет лес…: кругом одна степь.
Засеяно (что сделанО?) сверх плана 140 гектаров.
В этом году в нашем районе построен 51 дом. (дом - построен).
Правило: в первом предложении мы согласовали сказуемое,опираясь на подлежащее - ср.р. + ср.р. , также обратили внимание на число в подлежащем,обозначающем множество ребят, поэтому могли поставить окончание множественного числа в сказуемом. Во втором предложении
согласовывали, опираясь на вопрос,заданный к сказуемому. В третьем - на часть подлежащего "дом" - "был построен", числительное, стоящее перед ним, не столь важно.
Так например ,в поэме "Мертвые души " ,где автор блистательно рисует галерею помещиков - крепостников,переходя от одного образа к другому , постепенно усиливая степень деградации этих "хозяев жизни ,являющихся опорой самодержавия ,мы видим подлинное мастерство писателя .Гоголь для каждого из героев нашёл свои краски , подчеркнул индивидуальность помещика ,сделал имя его нарицательным и незабываемым .
Детали ,используемые писателем ,уникальны .Коробочка- "дубинноголовая" ,Ноздрёв -"исторический человек ",в доме кулака Собакевича даже щегол ,сидящий в клетке ,будто говорил:"И я Собакевич" .А "прореха на человечестве "Плюшкин и вовсе потерял облик человека .Гоголь использует для создания этих характеров сатиру ,гротеск ,иронию,портрет и множество других приемов.
Разберём некоторые из них на примере предложенного для анализа отрывка из поэмы .Речь в нём идёт о Маниловке и её хозяине .Рисуя поместье , автор использует сложные синтаксические конструкции .С их он создаёт более полную картину обиталища героя .В этом отрывке всего два простых предложения .Первое и последнее .Все остальные - сложные .Два из них - бессоюзные.
"Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дёрном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины".
В первом предложении описывается господский дом ,который расположен был неразумно ,так как был подвержен всем ветрам ,"каким только вздумается подуть", и стоял "одиночкой ".Покатость горы была "одета подстриженным дёрном".Здесь мы видим , что у хозяина были попытки как -то окультурить место проживания ,но из этого мало что получилось .Дом бесприютен и сиротлив .
Во втором бессоюзном предложении описываются другие предметы этой общей картины: английские клумбы с "сиренями"и жёлтыми акациями,несколько берёз.,которые "небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины".Мы опять видим потуги хозяина украсить усадьбу : английскими клумбами ,модными кустарниками ,но эти "мелколистные жиденькие вершины берёз " указывают на тщетность усилий Манилова по благоустройству своего места обитания .Мы ещё с ним не встретились ,но уже нас насторожила какая -то бесприютность окружающей действительности.Далее автор с иронией продолжает повествовать о хозяине поместья ,и мы убеждаемся ,что не ошиблись в своём осторожном восприятии его характера .Нелепым среди этого бесхозного и неуютного имения выглядит беседка с помпезным ,претендующим на оригинальность названием"Храм уединённого размышления!".И пруд ,покрытый зеленью ,тоже говорит о безосновательной претенциозности Манилова .
И далее ещё большее подтверждение нашего мнения о нем как о прожектёре и беспочвенном мечтателе мы видим в том ,что у подошвы возвышения "Храма" темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы"
.Описание поместья Манилова говорит о никчёмности ,прожектёрстве ,беспочвенной претенциозной мечтательности Манилова .Подтверждение этого первоначального мнения мы найдём в дальнейшем описании интерьера его жилища , в отношении к продаже мертвых душ , в мечтах построить мост и т.д. Действительно ,Маниловка немногих могла заманить
.