В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой Божией Матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их.
Структура предложения
1[В церкви всегда было мало народа]; 2[Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой Божией Матери, |вделанной в зад левого клироса|], и 3[новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее], 4(когда она в этот непривычный час утра, |глядя на черный лик Божией Матери|, |освещенный и свечами, |горевшими перед ним|, и светом утра, |падавшим из окна||, слушала звуки службы), 5(за которыми она старалась следить, |понимая их|). […], […], и […], (когда … х), (с.с …).
Утверждения (верно – «+», неверно – «–»).
+ 1. В слове «привычное» 4 непарных согласных. [пР᾿ивы´ЧНаЙэ] – 2. Слово «вделанной» образовано приставочным (вделаННый ← ВДЕЛАть, суффиксальный) – 3. В предложении 3 слова с чередующейся гласной в корне слова. (2 слова: ГОРевшими, поНИМая) + 4. В двух словах правописание гласной в корне зависит от лексического значения. (в зад, освЕщенный) – 5. Во всех причастиях два суффикса. (вдел|А|НН|ой, освещ|ЕНН|ый (1), гор|Е|ВШ|ими, |пад|А|ВШ|им) + 6. «Божией» – прил., божий; притяж., ж.р., Р.п., ед.ч.; определение. – 7. Все союзы и союзные слова соединяют части сложного предл. (повторяющийся союз И соединяет однор. части прич. оборота) – 8. В предл. 10 словосочетаний с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ: (11 таких словосочетаний: на привычное место, Божией Матери, вделанной иконой, левого клироса, новое чувство, в этот час, в непривычный час, на черный лик, освещенный лик, горевшими свечами, падавшим светом) + 9. В грамматических основах представлены все типы сказуемых. (сост. именн. – было мало народа; прост. глагольное – становились; сост. глагольное – старалась следить) – 10. В предложении 3 причастных и 2 деепричастных оборота. (4 причастных и 2 дееприч. оборота) + 11. Одно простое предложение в составе данного можно охарактеризовать как придаточное обстоят. времени, двусост., распр., осложненное. (4-е простое) + 12. Все придаточные соединяются последовательным подчинением. – 13. Придаточные предложения присоединяются союзными словами. (когда – союз) + 14. В сложном предложении представлены все виды связи: союзные и бессоюзная. + 15. В предложении 14 знаков препинания.
Спишите предложения, решая орфографические задачи. Определите, с союза или союзного слова соединяются части сложного предложения. Союз заключите в овал, а союзное слово подчеркните как член предложения. Подчеркните грамматические основы.
1.Оч..ртания ни..ких облаков пр..падают так как по г..ризонту весь день слоями лежит тяж..лая мгла.
2.Учитель выяснил почему Ольга (не)пришла в школу (во)время.
3.Я (не)обратился бы к пр..мерам из собстве(н,нн)ой жизни если бы не увидел великолепных картин Левитана.
4.Пр..ятель сообщил однокла(с,сс)никам куда он намеревает(?)ся поступать по окончани.. школы.
5.Море всё в ж..вых белых пятнах как (будто) бе..числе(н,нн)ые стаи птиц опустились на син… р..внину.
(расставлены)
В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой
становились на привычное место перед иконой Божией Матери,
вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство
смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда
она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик Божией
Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом
утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она
старалась следить, понимая их.
Структура предложения
1[В церкви всегда было мало народа]; 2[Наташа с Беловой
становились на привычное место перед иконой Божией Матери,
|вделанной в зад левого клироса|], и 3[новое для Наташи чувство
смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее], 4(когда
она в этот непривычный час утра, |глядя на черный лик Божией
Матери|, |освещенный и свечами, |горевшими перед ним|, и светом
утра, |падавшим из окна||, слушала звуки службы), 5(за которыми она
старалась следить, |понимая их|).
[…], […], и […], (когда … х), (с.с …).
Утверждения
(верно – «+», неверно – «–»).
+ 1. В слове «привычное» 4 непарных согласных. [пР᾿ивы´ЧНаЙэ]
– 2. Слово «вделанной» образовано приставочным
(вделаННый ← ВДЕЛАть, суффиксальный)
– 3. В предложении 3 слова с чередующейся гласной в корне слова.
(2 слова: ГОРевшими, поНИМая)
+ 4. В двух словах правописание гласной в корне зависит от
лексического значения.
(в зад, освЕщенный)
– 5. Во всех причастиях два суффикса.
(вдел|А|НН|ой, освещ|ЕНН|ый (1), гор|Е|ВШ|ими, |пад|А|ВШ|им)
+ 6. «Божией» – прил., божий; притяж., ж.р., Р.п., ед.ч.; определение.
– 7. Все союзы и союзные слова соединяют части сложного предл.
(повторяющийся союз И соединяет однор. части прич. оборота)
– 8. В предл. 10 словосочетаний с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ:
(11 таких словосочетаний: на привычное место, Божией Матери,
вделанной иконой, левого клироса, новое чувство, в этот час,
в непривычный час, на черный лик, освещенный лик,
горевшими свечами, падавшим светом)
+ 9. В грамматических основах представлены все типы сказуемых.
(сост. именн. – было мало народа;
прост. глагольное – становились;
сост. глагольное – старалась следить)
– 10. В предложении 3 причастных и 2 деепричастных оборота.
(4 причастных и 2 дееприч. оборота)
+ 11. Одно простое предложение в составе данного можно
охарактеризовать как придаточное обстоят. времени,
двусост., распр., осложненное.
(4-е простое)
+ 12. Все придаточные соединяются последовательным
подчинением.
– 13. Придаточные предложения присоединяются союзными
словами.
(когда – союз)
+ 14. В сложном предложении представлены все виды связи:
союзные и бессоюзная.
+ 15. В предложении 14 знаков препинания.
Спишите предложения, решая орфографические задачи. Определите, с союза или союзного слова соединяются части сложного предложения. Союз заключите в овал, а союзное слово подчеркните как член предложения. Подчеркните грамматические основы.
1.Оч..ртания ни..ких облаков пр..падают так как по г..ризонту весь день слоями лежит тяж..лая мгла.
2.Учитель выяснил почему Ольга (не)пришла в школу (во)время.
3.Я (не)обратился бы к пр..мерам из собстве(н,нн)ой жизни если бы не увидел великолепных картин Левитана.
4.Пр..ятель сообщил однокла(с,сс)никам куда он намеревает(?)ся поступать по окончани.. школы.
5.Море всё в ж..вых белых пятнах как (будто) бе..числе(н,нн)ые стаи птиц опустились на син… р..внину.
Объяснение: